Вопрос-ответ. Как помочь юношам и девушкам с аутизмом и синдромом Аспергера в трудоустройстве?
Опыт проекта по трудоустройству молодых людей с РАС в американской организации Чейпел Хейвен
Источник: Internet Special Education Resources
Когда Эд Карни только приступил к обязанностям директора по трудоустройству в Чейпел Хейвен, он несколько месяцев обивал пороги, пытаясь заставить местных работодателей нанимать людей, обучающихся в центре.
«Только когда мы направляли человека на работу, выяснялось, что ему не хватало навыков, чтобы выполнять свои обязанности. Работа просто была не для него, — рассказывает Карни. — Еще до экономического кризиса мы поняли, что нужен новый подход».
Сотрудники Чейпел Хейвен решили подойти к проблеме творчески, пересмотреть методики, которые использовались для оценки вакансий, и уделять больше внимания налаживанию отношений с местными работодателями. И такой подход себя оправдал. Из тех, кто обращался в Чейпел Хейвен, чтобы найти работу, 85% получили места в более чем 30 компаниях — или на общих условиях, в таких фирмах как «Лоуз», «Стейплз» и «Бед энд Баф», или в форме поддерживаемой, или групповой, занятости. Самой большой удачей Чейпел Хейвен стало успешное сотрудничество с местной бумажной фабрикой: более 20 клиентов центра были трудоустроены с организацией интегрированной рабочей среды.
«Успехи нашей бригады из Чейпел Хейвен нас очень впечатлили. Мы значительно увеличили объем и сложность работы, которую им поручаем, — рассказал Ричард Уилк, владелец бумажной фабрики Хадсона в Стратфорде, штат Коннектикут, где клиенты Чейпел Хейвен занимаются ручной сборкой продукции. — Вот бы все мои работники так же хорошо относились к своим обязанностям».
Чейпел Хейвен — основанный в 1972 году в городе Нью-Хейвен, штат Коннектикут, центр помощи взрослым с расстройствами интеллекта, синдромом Аспергера и расстройствами аутистического спектра. Центр ведет программы подготовки, цель которых — научить своих подопечных самостоятельности и дать им возможность вести полноценную жизнь. Важная часть этих программ — помощь взрослым с ограниченными возможностями в переходе к трудовой деятельности. Говорят, что человек с ограниченными возможностями часто последним получает работу и первым ее теряет, — и экономический спад в стране еще больше усугубляет ситуацию, — но некоторые считают, что все не так плохо.
«Не прекращайте поиски работы из-за проблем в экономике, — советует Джеймс Т., 24-летний выпускник Чейпел Хейвен, который нашел место в отделе обработки корреспонденции в банке «Новый Альянс» и любит свою работу. — Проявите настойчивость и усердие, и вы обязательно найдете работу, идеально подходящую для вашей жизни. Ваше состояние — не преграда. Продолжайте искать работу, и вам повезет».
Экономический кризис на многое пролил свет. Американское Бюро трудовой статистики впервые в своей истории начало собирать и публиковать статистику по занятности среди людей с ограниченными возможностями. В январе 2009-го года процент безработных среди людей с ограниченными возможностями составлял 13,2%, тогда как среди здоровых людей – 8,3% (без учета сезонных колебаний).
Хотя эти цифры и не радуют, Мартин Хоран, президент компании «Продакшн провайдерс», который помог с поисками работы многим клиентам Чейпел Хейвен, говорит, что сейчас работодателям нужно, чтобы расходы уменьшались, а работа по-прежнему выполнялась.
«Привлечение людей с ограниченными возможностями для низкоквалифицированного труда или стажировки оказалось успешным рецептом для нанимателей, с которыми я имел дело, для тех, кто следит за балансом, — отмечает Хоран. — Им не нужно платить 25 долларов в час дипломированному секретарю, чтобы тот отправлял документы в шредер, если у нас есть люди, которые с радостью будут делать то же самое за меньшие деньги. Здесь много преимуществ. Работодатели получают способных людей, которые работают надежно и с энтузиазмом, показывают безупречную дисциплину и так рады иметь постоянную работу, что никогда не жалуются по пустякам. Много раз мы видели, как наниматель мог уменьшить размер страховых взносов по нетрудоспособности, потому что наши клиенты серьезно настроены и помогают компании сводить баланс».
Во время кризиса Карни и команда центра усвоили несколько уроков и готовы поделиться советами по трудоустройству:
1. Ожидания от работы: узнайте своего клиента!
Отдел трудоустройства в Чейпел Хейвен разработал методику «Ожидания от работы», которая помогает оценить навыки клиента. Частично она основана на стандартных моделях, но была доработана с учетом особенностей клиентов. Методика использует 100 показателей, по которым измеряются личные качества и профессиональные навыки. «Этот подход дает нам реалистичную картину и оказался незаменим при подборе подходящей работы для наших студентов и выпускников», — говорит Карни.
2. Следите за деньгами.
Во многих правительственных контрактах есть пункт, обязывающий подрядчиков нанимать людей с ограниченными возможностями. Поэтому компании, которые ведут дела с правительством, по условиям договора должны предоставлять возможности трудоустройства для людей с ограниченными возможностями. На бумаге все это выглядит отлично. Но чтобы следить за такими договорами и знать, какие компании участвуют в конкурсе, нужны связи. Кто получит контракт на мойку полицейских машин? Кто будет обслуживать здания госучреждений? Старайтесь узнавать, какие предприятия участвуют в таких конкурсах и когда принимаются решения. «Мы проводим много времени, изучая вакансии и знакомясь с местными работодателями, а потом обучаем наших клиентов навыкам, необходимым для этих вакансий», — говорит Карни.
3. Начинайте с волонтерских вакансий — они могут перерасти в оплачиваемую работу.
Много клиентов Чейпел Хейвен, чтобы набраться опыта, начинали как волонтеры. Иногда работодатели были так довольны, что давали им оплачиваемую должность.
Так случилось с Джоном Д., участником Подготовительной программы для взрослых с синдромом Аспергера в Чейпел Хейвен. Он получил неоплачиваемую стажировку на кафедре спорта Йельского университета: следил за состоянием спортинвентаря. Стажировка была успешной, и, когда начался футбольный сезон, Йель взял его на ставку.
«Это был отличный опыт и для студента, и для нас, — делится Джефф Торре, сотрудник кафедры спорта Йеля. — Он был на каждом домашнем матче. Завел друзей и познакомился с несколькими тренерами. Помимо работы, мы развлекались вместе, болтали о видеоиграх, музыке, спорте и других общих интересах. Мы хотели бы увидеть его и в будущем году».
4. Ищите способ трудоустроить сразу много людей.
Старайтесь найти работу, где клиенты могли бы реализовать себя, работая в команде. В Чейпел Хейвен нашли крайне успешный вариант поддерживаемой занятости на бумажной фабрике Хадсона, где 22 клиента получают ценные знания о трудовом этикете в настоящем фабричном цехе, одновременно выполняя заказы от различных компаний. Специалисты центра Чейпел Хейвен обеспечивают проезд на фабрику, а также постоянно присутствуют в цехе и помогают советом, выпускники получают положенную зарплату. Такая занятость — отличная стартовая площадка для клиентов Чейпел Хейвен, которые собираются искать работу на общих условиях.
5. Не стоит недооценивать способность ваших клиентов найти работу.
Джеймсу Т. оказали большую поддержку в отделе трудоустройства Чейпел Хейвен: помогли написать резюме и выучить правила этикета, нужные для прохождения собеседования. Но он и сам прикладывал много усилий и все свободное время проводил, изучая объявления в интернете. Когда он увидел вакансию в отделе обработки корреспонденции местного банка, он сразу же позвонил в отдел кадров и записался на первый этап собеседования. Пройдя его, он отправил короткое письмо с благодарностью. «На собеседовании я отвечал откровенно и по делу. И приоделся», — рассказывает Тримбл. Еще он считает, что получил работу, потому что «выглядел как хороший, честный человек».
6. Найти работу — это полдела. Очень важно дальнейшее участие квалифицированного персонала, наблюдение и инструктаж, особенно в первую неделю.
Найти работу важно, но еще важнее дальнейшее участие: нужно обеспечить инструктаж на месте и регулярно получать отзывы нанимателя. Вначале инструкторы по работе из Чейпел Хейвен находятся на рабочем месте, чтобы наблюдать и помочь новому сотруднику привыкнуть. Также инструктор общается с работодателем. «Мы используем как объективные показатели, так и интуицию, чтобы решить, подходит ли нашему студенту эта работа. Иногда стоит еще подучиться, — рассказывает Карни. — Обязательно нужно наблюдение на работе».
7. Контакты, контакты и еще раз контакты — даже на дружеских встречах можно найти новые возможности для трудоустройства.
Карни и его подчиненные считают особо ценными личные контакты. Он посещает встречи с бизнесменами для налаживания связей, тесно общается с членами попечительского совета Чейпел Хейвен, которые могут открыть новые двери для их студентов, и даже нашел несколько важных вакансий, когда сплетничал с одним бизнесменом на круизе по реке Коннектикут.
«В нашем прекрасном мире подходящую работу можно найти для каждого, — уверен Хоран. — Мы слышали про студента, который на лето устроился на фабрику ручек. Его определили в отдел контроля качества сборочной линии. Конкретно его работа заключалась в том, чтобы брать ручки с конвейера и проверять «щелкающий механизм», дважды щелкая ручкой. Студент проработал до обеда и уволился — это было выше его сил. А мы знаем людей, которые с радостью делали бы эту работу с утра до вечера, и делали бы ее лучше и быстрее других. Возможно, они бы только огорчились, если бы их поставили на другую работу!»
Также смотрите:
Видео лекции президента Чейпел Хейвен в Москве
Личный опыт. «Аутизм не помешал мне подняться по карьерной лестнице»
Исследование. Работа уменьшает симптомы аутизма у взрослых
Трудоустройство и волонтерство с поддержкой для людей с аутизмом
Какие навыки необходимы людям с синдромом Аспергера при трудоустройстве?
Как руководить сотрудником с аутизмом?
Что может помочь сотруднику с аутизмом адаптироваться на рабочем месте?
Как создать рабочее место, дружественное к аутизму?
Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».