20.10.13

Вопрос-ответ. Какие навыки необходимы людям с синдромом Аспергера при трудоустройстве?

Советы по общению с окружающими и организованности на рабочем месте для людей с особенностями развития

Автор: Кэти Шварц / Katie Schwartz
Перевод: Анна Кондратьева
Источник: Special-ism

 

IT-Unternehmen Auticon

 

Многие люди с особенностями развития, например, с синдромом Аспергера, устраиваясь на работу, проявляют особые таланты — повышенное внимание к визуальным деталям, глубину познаний и высокие результаты в сферах их интересов.

1. Социальные речевые навыки (прагматический аспект речи)

Однако существует две области, где люди с синдромом Аспергера испытывают трудности. Первая область — это прагматические или социальные речевые навыки. Сюда относятся зрительный контакт, способность делать и принимать комплименты, способность правильно сказать «нет» в различных ситуациях, понимание невербальных знаков, в том числе языка тела, умение делать выводы из полученной речевой информации (понимать «невысказанное сообщение»). Такие навыки, кроме того, могут ухудшаться при наличии отвлекающих шумов или даже простейших повторяющихся звуков, например, тиканья часов.

Есть множество способов, как улучшить эти навыки в зависимости от того, что представляет сложность. Например, лучше сказать «Твою работу легко читать, и она ясно изложена», чем просто «Хорошая работа».

— Людям, которым приходиться работать в шумной среде, могут использовать беруши, специальные противошумные наушники или гарнитуру, которая подключается к генератору белых шумов или вовсе ни к чему не подключается.
— Люди, которые испытывают затруднение со зрительным контактом, могут научиться смотреть говорящему в область лба, если смотреть прямо в глаза им очень сложно.

— Во время беседы наставник или коллега должны четко сигнализировать о смене темы. Для этого подходят выражения типа: «Еще один вопрос….», «У этого дела есть еще один аспект …», «А еще мы могли бы сделать вот что…».

— Люди с синдромом Аспергера должны обращать внимание на разного рода детали офисной культуры, как, например, необходимость принести раз в месяц для офисной кофеварки полкилограмма кофе или чего-нибудь к чаю.

— Они должны внимательно следить за тем, как одеваются другие, чтобы одеваться соответствующим образом.

— Наставники или коллеги могут оказать им в этом помощь и объяснить, как принято себя вести в том или ином офисе, записав эту информацию в памятку или блокнот с инструкциями по поведению на рабочем месте.

2. Навыки самоорганизации

Второй областью, где люди с особенностями развития могут испытывать трудности, являются навыки организации, то есть умение планировать задачи, определять последовательность шагов и выполнять их.

— Например, он или она планирует поужинать со своим коллегой или клиентом. После определения даты и места он или она должны позвонить своему коллеге или клиенту, согласовать время, дату и место, а иногда заранее зарезервировать по телефону столик.

— Затем следует выделить время на выбор одежды и приведение себя в порядок и на то, чтобы вовремя добраться до места встречи. В условиях большой занятости иногда может быть сложно вовремя подготовить бумаги и выделить время на встречу.

— Затруднения также могут быть связаны с правильной организацией времени. Для человека с синдромом Аспергера бывает сложно понять, сколько на самом деле длятся десять минут, поэтому они могут все время опаздывать. Помочь здесь могут еженедельные и ежемесячные календари, часы с вибрацией и с функцией напоминания о необходимости принять лекарство, а также TimeTimer©. Очень полезно использовать функции напоминания и будильника в онлайн-календарях.

— Обратный отсчет времени от запланированного срока может помочь человеку с особенностями развития научиться определять, сколько требуется времени для того или иного задания и когда приступать к его выполнению. Например, если ему или ей необходимо быть на работе в 8 утра, им лучше прибыть в офис в 7:45, чтобы было время припарковать машину и дойти до рабочего места. Дорога до работы в это время суток обычно занимает 30 минут, значит, ему или ей необходимо выехать из дома в 7:15.

Спасибо Анне Кондратьевой за перевод.
Share to Facebook
Share to LiveJournal