07.07.16

Личный опыт. Как метод пятибалльной шкалы помогает регулировать эмоции

Аутичная молодая женщина о методе «потрясающей пятибалльной шкалы», доказавшим свою эффективность для многих людей с РАС

Автор: Хлои Ротчайлд / Chloe Rothschild
Источник: Special-ism

 

scale01

 

Как человек в спектре аутизма, я обожаю использовать «Пятибалльную шкалу» в качестве средства для саморегуляции. Я пользовалась ею множество раз в самых разных ситуациях. Одна из причин, почему мне нравится пятибалльная шкала — это ее универсальность. Шкалу можно использовать в разных ситуациях и на разные темы.

Другая причина, почему я так люблю метод шкалы — это то, что с помощью нее выразить свои чувства очень просто. Одна цифра позволяет мне рассказать, что я чувствую, не вдаваясь в лишние объяснения. А если другой человек знаком с методом пятибалльной шкалы, то я могу просто указать на нужную цифру и ничего не говорить.

Пятибалльная шкала позволяет мне регулировать свои эмоции. С ее помощью я могу следить за своим поведением и лучше контролировать его, потому что в шкале есть подсказки, что мне делать, если я чувствую себя в соответствии с той или иной цифрой на шкале.

Я легче всего воспринимаю зрительную информацию, и еще один плюс пятибалльной шкалы в том, что она является визуальным методом. Мне проще всего работать с визуальными средствами, особенно если я испытываю стресс, волнуюсь или расстроена.

 

 

Пятибалльная шкала очень сильно помогла мне с саморегуляцией. Она так сильно помогла мне, что я специально связалась с автором этого метода, Кэри Данн Бьюрон, и попросила ее больше рассказать про шкалу.

Что такое пятибалльная шкала?

По словам Данн Бьюрон: «Метод «Потрясающей пятибалльной шкалы» — это система обучения социальным и эмоциональным понятиям. Главная цель метода — обучать социальной и эмоциональной информации конкретным и систематическим образом без какого-либо осуждения».

Люди с проблемами в области социального мышления и эмоциональной регуляции часто проявляют проблемное поведение, особенно в трудных социальных ситуациях.

Шкала может стать простым способом, с помощью которого специалисты и родители могут:

— учить социальным правилам и ожиданиям,

— решать проблемы, связанные с поведением других людей,

— предотвращать проблемы в новых социальных ситуациях,

— составлять планы по управлению своим поведением.

Образец сценария

Данн Бьюрон предлагает следующий пример. Если ребенку трудно осознать собственную тревожность и то, как из-за нее он может стать нетерпим к другим, то ему будет полезно использовать следующую шкалу:

5 = СЛИШКОМ РАССТРОЕН — Я ВЗОРВУСЬ!

4 = Злюсь — могу сказать или сделать что-то, о чем пожалею.

3 = Нервничаю — я не полностью себя контролирую. Что-то меня беспокоит.

2 = В порядке — не особенно радуюсь, но и не расстраиваюсь. Мне хорошо.

1 = Все отлично — прекрасный день, чтобы справиться со всеми делами и работать с другими людьми.

После того, как ребенок научится называть свои чувства в соответствии с цифрами, она добавляет к шкале дополнительные колонки:

— «Что я чувствую в своем теле на этом уровне» и/или

— «Что я могу сделать, когда я так себя чувствую».

По словам Данн Бьюрон: «Мы успешно использовали шкалу как с трехлетними детьми, так и со взрослыми».

 

 

История создания пятибалльной шкалы

«На самом деле создание «Пятибалльной шкалы» было коллективным усилием, — объясняет Данн Бьюрон. — Мы с коллегами работали с мальчиком, которому было трудно осознать громкость своего голоса. Мы заметили, что когда мы использовали традиционные методы подсказок и коррекции, он очень сильно расстраивался. Затем мы поняли, что, наверное, для него это очень болезненный вопрос. До нас дошло, что у него действительно нет концепции громкости голоса, поэтому он так и реагировал. Мы изобразили эту концепцию в виде пятибалльной шкалы, и это сработало!»

Почему шкала так эффективна?

По словам Данн Бьюрон: «Теория эмпатии-систематизирования доктора Саймона Барона-Коэна, похоже, поддерживает идею об использовании шкалы для обучения социальным и эмоциональным концепциям. Согласно этой теории, люди в спектре аутизма имеют сильную склонность анализировать информацию для понимания причинно-следственных связей. Теория подразумевает, что для обучения сложной информации, педагог должен использовать подобный стиль обучения. Шкала — это повторяющаяся, предсказуемая система для изучения информации, которая иначе вызывает сильное замешательство. Она также предлагает способ поговорить о социальном поведении без осуждения, что снижает эмоциональную реакцию на подобную тему разговора».

Также смотрите:

Руководство для использования метода пятибалльной шкалы

Стратегии саморегуляции при аутизме

Как научить ребенка с аутизмом контролировать свои эмоции

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».