24.06.15

Личный опыт. Собираем ящик с инструментами для саморегуляции при аутизме

Женщина с аутизмом о стратегиях для регуляции своих эмоций и состояния

Автор: Хлои Ротчайлд / Chloe Rothschild
Источник: Special-ism

 

chloe-rothschild

 

Я считаю стратегии для саморегуляции очень важной темой, поэтому в этом месяце я постараюсь уделить им больше внимания. Для того, чтобы жить насыщенной жизнью, вы должны уметь регулировать свои эмоции и поведение. В противном случае вы не сможете полноценно общаться с другими людьми, посещать общественные места или участвовать в жизни общества — ведь в любой момент вы можете потерять контроль над собой.

Ребенок не может быть слишком маленьким или слишком взрослым для обучения саморегуляции. Чем раньше, тем лучше, но и никогда не поздно! Как только вы освоите саморегуляцию, справляться с повседневной жизнью станет гораздо проще. Лично моя жизнь стала намного лучше, когда я научилась регулировать свое состояние.

Собираем ящик с инструментами для саморегуляции

Существует множество различных стратегий и инструментов, которые можно использовать для саморегуляции. Очень важно, чтобы в вашем «ящике саморегуляции» было как можно больше разных инструментов. Иногда какая-то стратегия или инструмент эффективны какое-то время, но потом перестают работать. Когда это происходит, я рекомендую убрать инструмент обратно в ящик до следующего случая. Несколько месяцев спустя можно снова испробовать эту стратегию. Сенсорные предпочтения меняются с течением времени, а потому то, что успокаивает человека и помогает ему регулировать свое состояние сегодня, может не сработать завтра.

Я много лет училась стратегиям для саморегуляции, которые позволяют мне сохранять контроль над своим поведением и эмоциями. Это тяжелая работа, но она полностью окупается! Я хотела бы поблагодарить своих педагогов и эрготерапевта, которые научили меня большинству этих стратегий. Однако помните, что не все стратегии могут подойти каждому.

22 стратегии саморегуляции

— Глубокое дыхание.

— Сжимать мячик для стресса, пластилин или сенсорную игрушку.

— Различные упражнения из метода «Гимнастика для мозга».

— Мысленно до считать до 10, 25, 50 и так далее.

— Сделать перерыв (если стрессовая ситуация возникла в общественном месте, то можно сделать перерыв, если ненадолго выйти на улицу или зайти в туалет).

— Глубокое давление на кожу.

— Шумопоглощающие наушники.

— Утяжеленные предметы для глубокого давления, например, утяжеленный плед для коленей, утяжеленное одеяло или утяжеленный жилет.

— Прослушивание музыки.

— Рисование или письмо.

— Занятие, которое мне очень нравится.

— Раскачивание в кресле-качалке или движения во вращающемся кресле.

— Использование планшета, видеоигры, книги или чего-то еще, чтобы отвлечься от стрессовой ситуации.

— Положить голову на стол на какое-то время.

— Маленький настольный вентилятор, чтобы перекрыть определенные звуки.

— Выключение света.

— Занятия на спортивных тренажерах.

— Прогулка.

— Использование пятибальной шкалы Кари Данн Бурон. (Подробнее об этом методе смотрите в статье «Как можно улучшить эмоциональную регуляцию ребенка с аутизмом»).

— Использование карточки «Перерыв». (Также смотрите статью «Как и когда отпустить ученика с аутизмом на перерыв»).

— Записать, что я чувствую, а также общение с помощью письменной речи, потому что иногда устная речь дается мне гораздо тяжелее. (Также смотрите статью того же автора «Аутизм и печать вместо устной коммуникации»).

— Визуальные расписания, чтобы человек знал, чего ожидать и когда этого ожидать. (Также смотрите статьи «Зачем детям с аутизмом нужно визуальное расписание» и «Что такое визуальные расписания для детей с аутизмом»).

Я надеюсь, что эти стратегии окажутся полезными для вас или для вашего близкого, которому нужно помочь с саморегуляцией. Не сдавайтесь, всегда можно научить человека саморегуляции. Просто иногда освоение нового навыка требует времени. Саморегуляция — это навык, на который я потратила много времени, а порою и нервов, но это очень важный навык, который стоит каждой затраченной на него минуты. Я рада, что меня продолжили обучать ему, и никто не махнул на меня рукой.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».