Исследование. Родители не виноваты в аутизме детей, но они могут уменьшить его симптомы
Несостоятельность теорий о том, что поведение родителей вызывает аутизм, давно доказана, другое дело — обучение родителей наиболее эффективным навыкам воспитания таких детей
С тех пор как аутизм впервые был описан в 1940-х годах, родители чувствовали, что их винят в состоянии своих детей. В наши дни уже мало кто разделяет подобные взгляды, но остатки сомнений продолжают отравлять жизнь многим родителям.
Аутизм впервые был выделен как отдельное расстройство в эпоху психоанализа, когда специалисты пытались объяснить инвалидность и психические заболевания как следствие отношений между людьми. «Аутичная отрешенность» от внешнего мира у ребенка расценивалось как проблема эмоциональная, вызванная отношениями в семье.
Родителей обвиняли в возникновении аутизма у ребенка, поскольку психоаналитики считали, что такой ребенок полностью отгораживается от социального мира в результате холодного и отчужденного воспитания. Порою такие специалисты наблюдали, как родители взаимодействуют со своими детьми так, что в этом можно было усмотреть излишнюю требовательность или эмоциональную дистанцию, а не поддержку и теплоту.
Однако господствующую психоаналитическую теорию постепенно потеснил биомедицинский взгляд на проблемы аутизма.
Другой взгляд
Сегодня считается, что расстройства аутистического спектра возникают вследствие биологических причин и являются результатом нарушений в развитии мозга. Современные специалисты тоже могут сказать, что некоторым родителям трудно взаимодействовать со своими детьми с аутизмом. Однако это ни в коей мере не их вина — с этими детьми по определению сложно взаимодействовать.
Дети с аутизмом испытывают трудности в социальном взаимодействии и общении, и для них характерен нетипично ограниченный, повторяющийся поведенческий репертуар. Эти основные симптомы снижают их возможности для взаимодействия с окружающими и мешают реагировать на различные способы вовлечь их.
В любом случае, трудности при попытках общаться с детьми с аутизмом испытывают не только родители. То же самое относится к родственникам, друзьям семьи, педагогам, специалистам и другим детям. Но здесь важно не забывать о возможных индивидуальных различиях.
С некоторыми детьми с аутизмом особенно тяжело взаимодействовать — они предпочитают оставаться в одиночестве. Другие горят желанием общаться с окружающими, но просто не представляют, что для этого сделать.
Среди взрослых тоже есть индивидуальные различия. Некоторые родители (и другие люди), кажется, гораздо быстрее понимают, как лучше всего общаться с аутичными детьми. Они находят способы уловить и поддержать интерес ребенка и побудить его к освоению новых навыков.
Другим взрослым сложнее распознать и понять поведение детей с аутизмом. В иных случаях у них могут возникнуть сложности с изменением собственного поведения, чтобы лучше подстроиться к общению с такими детьми.
Полезная стратегия
Есть данные о том, что при взаимодействии взрослых с детьми с аутизмом важная особенность — это реактивный, а не директивный стиль общения. Реактивное взаимодействие включает комментарии и действия, которые поддерживают то, что ребенок делает в данный момент, и опираются на его нынешние интересы и поведение. Например, когда ребенок играет с машинкой, мама или папа говорят «это машинка».
Директивное поведение нацелено на смену деятельности или переключение внимания ребенка. Мама или папа могут попросить ребенка: «Скажи — машинка», когда он играет с машинкой. Или можно забрать машинку, настаивая, чтобы ребенок сказал слово, и только после этого вернуть игрушку.
Может показаться, что директивная стратегия полезнее для обучения детей с аутизмом навыкам, однако данные исследований предполагают, что реактивное поведение взрослых более результативно.
В начале 2000-х годов, американские ученые Майкл Силлер и Мариан Сигман пришли к заключению, что реактивные стратегии помогают родителям улучшать социальные и языковые навыки детей с аутизмом. Не так давно, мы с моими коллегами также продемонстрировали важность реактивного поведения родителей, но в другом ключе.
Случайным образом мы разделили большую группу родителей на две половины. Первая половина посещала годовую коррекционную программу с индивидуальными занятиями с логопедом. Остальные родители получали обычные в таких случаях услуги. В рамках новой логопедической программы родители учились воспринимать не очевидные социальные и коммуникативные сигналы в поведении своих детей и взаимодействовать с ними более реактивным образом.
Как и можно было ожидать, многие родители, участвовавшие в программе, начали чаще использовать реактивные стратегии общения с ребенком. Однако мы обнаружили, что навыки общения самих детей тоже улучшились.
Важность родительского воспитания
Силлер и Сигман показали важность реактивного поведения родителей, наблюдая за более положительными результатами детей с аутизмом у тех родителей, которые от природы больше склонны к такому стилю общения. Мы же доказали, что родителей можно учить реактивному стилю общения, и что это тоже приводит к положительным результатам для их детей.
Родительское воспитание играет очень важную роль в развитии всех детей. Известно, что помощь родителям эффективна при многих других нарушениях у детей, например, в случае детских тревожных расстройств. И поддержка более реактивного стиля общения у родителей, похоже, благотворна для детей с аутизмом.
Несмотря на злободневность этого вопроса, многие ученые не хотят исследовать детско-родительские отношения при аутизме. Мы знаем, что они играют важную роль, но многие опасаются обсуждать эту тему, рискуя вызвать к жизни призраки прошлых обвинений в адрес родителей.
Даже если нам неудобно обсуждать какую-то тему, это еще не значит, что не стоит этого делать. Однако если мы собираемся говорить о стиле воспитания и аутизме, то сначала нам нужно провести исследования, в противном случае, толку от этих слов не будет никакого.
Также смотрите:
Как общаться со своим ребенком с аутизмом
Семь советов родителям по развитию речи у детей с аутизмом
Что такое разделенное внимание, и как его развивать у детей с аутизмом
Как научить ребенка-аутиста выполнять ваши просьбы
Как добиться реакции от ребенка с аутизмом
Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».