05.04.14

Вопрос-ответ. Как научить аутичного ребенка выполнять ваши просьбы?

Рекомендации логопеда родителям детей с аутизмом по обучению устным инструкциям

Автор: Кэрри Кларк / Carrie Clark
Источник: Speech and Language Kids

 

receptive-instructions

 

У вашего ребенка задержка речи, и ему сложно следовать вашим инструкциям? Это приводит к проблемам в выполнении самых простых домашних поручений и может закончиться бурной истерикой. Выполнение следующих рекомендаций может помочь вашему ребенку научиться самостоятельно выполнять ваши просьбы дома и на улице.

1. Составьте список основных заданий, которые вы обычно даете ребенку в течение дня.

На протяжении всего дня или недели записывайте все основные задания, которые вы обычно просите ребенка сделать в течение дня. Делайте заметки в телефоне или в блокноте, который всегда должен быть у вас под рукой. Попробуйте сформулировать любую инструкцию в нескольких словах, количество слов должно быть минимальным, насколько это возможно.

Например, если вы просите своего ребенка: «Милый, не мог бы ты принести свои ботинки, пожалуйста?», то в этом случае вы должны записать: «Принеси ботинки». Это будет той устной инструкцией, которую вы попросите выполнить своего ребенка при обучении его этому действию.

Например, вы можете использовать в заданиях такие формулировки: «иди сюда», «остановись», «иди», «гулять», «вставай», «садись», «возьми меня за руку» и т.д. Если вам сложно определиться с тем, какие обращения включить в список, мысленно представьте себе распорядок дня ребенка, и проследите, какие действия требуют вашего непосредственного участия и помощи.

2. Сделайте карточки (фотографии или рисунки), иллюстрирующие ваши задания.

Выберите 15-20 самых распространенных просьб, используемых в течение дня при общении с ребенком (со временем число карточек можно будет увеличить).

При создании карточек важно помнить, что они направлены на то, чтобы посылать визуальный сигнал ребенку на выполнение определенного действия. Изготовление карточек может быть выполнено несколькими способами:

— Сфотографировать вашего ребенка во время выполнения задания и указать название задания на самой фотографии;

— Воспользоваться поиском картинок или фотографий в интернете, на которых выполняется необходимое действие и также, соответственно, подписать их;

— Наконец, вы всегда можете просто нарисовать человечков, выполняющих каждое действие, но успех этого способа зависит от ваших художественных талантов и способности вашего ребенка понимать ваши рисунки, так что, возможно, наилучший вариант — это все-таки фотографии.

Как только вы распечатали карточки, вырежьте их так, чтобы каждой карточке соответствовала только одна инструкция.

3. Следование инструкциям: обучение самим инструкциям.

Теперь необходимо будет ознакомить ребёнка с карточками и объяснить, что они означают. Вы можете сделать это, воспользовавшись игрой «Саймон сказал». По правилам игры участники выбирают ведущего, он будет Саймоном, а все остальные должны выполнить задание, которое попросит их выполнить Саймон. Перед каждым заданием ведущий должен сказать «Саймон сказал…» и далее участникам сообщается задание, которое они должны выполнить. Если ведущий не говорит «Саймон сказал…», то те, кто повторил действие, проигрывают. С маленькими детьми я не использую последнюю часть с проигрышем. Я просто говорю «Саймон сказал… », а через какое-то время мы меняемся местами, и кто-то еще становится ведущим. Строго говоря, вам нет необходимости вообще привлекать «Саймона», просто скажите ребенку, что это такая игра, и он, скорее всего, будет рад.

Каждый раз, когда вы будете предлагать новое задание, показывайте ребенку карточку с изображением данного задания. Поначалу ребенку может потребоваться ваша помощь в выполнении задания, и только потом он сможет сделать это самостоятельно. После того, как ребенок выполнит инструкцию, с вашей помощью или без нее, начинайте хлопать в ладоши, хвалить ребенка и бурно радоваться за него. Это поможет ребенку почувствовать, что он все делает правильно! Вы можете начать всего с пары инструкций и работать над ними, пока ребенок полностью не освоит их выполнение, а потом добавить больше инструкций.

*** Адаптированный вариант для детей-аутистов.

Многие дети с аутизмом не понимают самой концепции «игры», и что в ней такого веселого. Для таких детей вам нужно будет найти что-то, что они очень сильно любят, и ради чего они готовы работать. Например, если ребенку очень нравятся светящиеся игрушки, то спрячьте такую игрушку до этого упражнения, и каждый раз, когда ребенок следует вашей инструкции (даже если вы помогаете ему в этом), давайте ему игрушку в качестве поощрения. Если вашего ребенка сложно мотивировать предметом, то вы можете давать ему маленькие порции любимого лакомства или напитка после выполнения каждой инструкции.

4. Работа над выполнением инструкций в повседневных ситуациях.

После того как ребенок сможет выполнять все ваши задания во время игры с вами, то вы можете начать использовать эти же инструкции в повседневных ситуациях. Перед тем, как попросить ребенка что-то сделать, покажите ему карточку с соответствующей инструкцией. После этого помогите ребенку с выполнением задания и обязательно похвалите, как делали это во время игры. Детям с аутизмом или любым детям, у которых возникают проблемы с выполнением задания, могут понадобиться небольшие поощрения за выполнение каждой инструкции до тех пор, пока ребенок не станет успешен. Маленькие шоколадные драже могут идеально подходить для этой задачи, потому что они достаточно маленькие и не перебьют ребенку аппетит.

Карточки с инструкциями лучше всего все время держать при себе, для этого можно использовать сумку на пояс. На работе в школе я держу набор карточек-инструкций на кольце для ключей, которое пристегнуто к моему поясу. Это одно из тех колец для ключей, которые прикреплены к меняющей длину цепочке, так что я могу протянуть нужную карточку в любой момент. Продолжайте использовать карточки в течение дня до тех пор, пока ребенок не обучится самостоятельно выполнять ваши просьбы без них. Это может занять какое-то время, будьте терпеливы и все получится!

5. Уменьшение визуальных подсказок во время выполнения инструкций.

Как только ребенок научится самостоятельно выполнять задания по карточкам, можно переходить от визуальной передачи информации к вербальной, и постепенно выводить карточки из процесса обучения. Вам необходимо будет попросить вашего ребенка что-либо сделать и проследить за его реакцией на вашу просьбу. Вы можете дать ребенку подсказку своими жестами или позой или указать на предмет, с которым необходимо сделать действие. Если ребенок не сможет самостоятельно справиться с заданием, произнесите задание еще раз и покажите соответствующую карточку. Варьируйте поощрение за выполнение инструкций, если ребенок выполнил задание с меньшим объемом

Не забывайте про систему поощрений, чем меньше ребенок будет использовать ваших подсказок в процессе обучения, тем больше вы должны его хвалить и поощрять. При длительном выполнении упражнений такого рода, ребенок научится выполнять ваши просьбы максимально самостоятельно.

6. Обучение ребенка выполнению заданий, состоящих из нескольких шагов.

Как только ваш ребенок научится выполнять несложные действия самостоятельно, с помощью этой же методики вы сможете научить его выполнять более сложные задания.

Для этого в описании задания вам нужно будет использовать несколько карточек (шаг 1, шаг 2 и пр.), а затем, после закрепления визуального восприятия карточек, постепенно заменить их на вербальные просьбы без применения картинок.

При регулярном использовании данной методики ваш ребенок обязательно порадует вас хорошими результатами. Во время занятий постарайтесь быть в хорошем настроении и веселом расположении духа, предоставляйте ребенку тонны похвалы и поддержки, и все получится!

Спасибо Марии за перевод.