21.04.20

Вопрос-ответ. Как «занять» детей с аутизмом во время изоляции

Поведенческий аналитик и мама сына с аутизмом о 3 шагах для того, чтобы «занять» аутичного ребенка, который все время находится дома

Автор: Мэри Барбера / Mary Barbera
Источник: barberabehaviorconsulting.com

 

 

Одна из самых сложных задач – чем-то «занять» детей с аутизмом на продолжительное время. Если ваша семья столкнулась с кризисом или серьезными переменами в жизни, очень важно, чтобы вы могли какое-то время не уделять внимание ребенку, и чтобы у него были какие-то самостоятельные занятия. Сейчас я хочу поговорить о том, как использовать для этой цели визуальные расписания, предоставление выбора и как научить детей, будь это ваши дети или клиенты, занимать себя в течение нескольких часов в день.

В идеале у детей с аутизмом должно быть какое-то самостоятельное занятие на большую часть дня. Если предположить, что ребенок полностью бодрствует 14 часов в сутки, то это 100 часов в неделю, для которых вам, потенциально, нужно придумать какие-то занятия.

Как занять ребенка надолго

На этой неделе мой сын Лукас не выходил из дома. Прямо сейчас у него нет расписания, но его реабилитолог, Эшли, занимается с ним уже более пяти лет и прекрасно знает, что ему нравится делать. Она определила, какие игры на планшете ему нравятся больше всего. Она составила список самостоятельных занятий, которые могут войти в его расписание на день, а также определила игры для двух игроков, в которые она может с ним поиграть. Она также записала для нас названия всех его любимых приложений на случай, если мы захотим купить платную версию без рекламы.

Я тоже составляю планы. Я только что купила доступ к веб-сайту с обучением чтению и математике для дошкольников и первоклассников. Хотя Лукасу уже 23 года, уровень его речевого развития соответствует уровню маленького ребенка. У него есть работа на неполный рабочий день, где он уничтожает ненужные документы в шредере. Поскольку сейчас на работу он ходить не может, я заказала ему шредер по Интернету. Мне от этого только польза, потому что у меня накопилась куча старой документации за много лет.

Проведение оценки и сбор данных

Чтобы помочь вам определить, как можно занять вашего ребенка, я рекомендую начать со сбора данных. С Лукасом мы записываем данные в форму, которая была разработана его поведенческим аналитиком, Шэрон Кепли, когда ему еще было девять лет.

Начертите на листе бумаги 9 колонок. В самой левой колонке запишите дату. В следующей колонке запишите поручение или занятие, которое вы попросили его выполнять. Затем запишите время начала, время окончания и общую продолжительность занятия в следующих трех колонках. В следующих двух колонках запишите количество ваших подсказок во время выполнения задачи, а также скорость работы. Мы оцениваем скорость просто как быстро, средне или медленно. Наконец, запишите степень его эмоциональности и вовлеченности во время задачи. Другими словами, это ответ на вопрос: «Насколько счастливым он выглядит?» Эмоциональность мы тоже оцениваем как высокую, среднюю или низкую.

Мы используем эту форму, потому что Лукас не может нам рассказать, что ему нравится, например, в какие игры ему больше нравится играть. Мы хотим, чтобы Лукас выполнял значимую для него работу. Мы хотим, чтобы он был счастлив. Если он не счастлив, то у нас проблема. Вы можете адаптировать подобную форму для сбора данных в зависимости от того, какие данные важны для вашего ребенка или клиента.

Самый простой способ собрать данные – взять лист бумаги записать на нем игры или занятия, эмоциональность, самостоятельное ли это занятие или игра, требующая партнеров. Если это мобильное предложение, запишите, нужно ли будет его купить и сколько оно стоит. Как только вы собрали данные, вам уже не придется ломать голову над тем, что понравится вашему ребенку или клиенту. У вас будет составлен список, и вы сможете предлагать из него занятия на выбор.

Предоставлять ребенку занятия на выбор

Еще один важный момент для Лукаса и для всех ребят с аутизмом – мы должны как можно чаще предоставлять им выбор.
Например, мы можем протянуть две игры и сказать: «В какую ты хочешь играть сначала?» Это также является дополнительным способом оценки предпочтений. Вы также можете составить книжку с карточками, обозначающими разные занятия, чтобы помочь ребенку оценить варианты зрительно. Мы делали Лукасу «доски выбора» с карточками.

Даже если ребенок может говорить, но не может поддерживать развернутую беседу, лучше не обсуждать с ним выбор устно – визуальная поддержка может быть гораздо эффективнее. Зрительные подсказки очень полезны детям и взрослым, которым сложно сформулировать свои пожелания и потребности.

Книжка с картинками для последовательности занятий

Для ребенка можно делать маленькие книги, на каждом листе которых изображено то или иное действие или занятие. Книги можно сделать в папках для хранения документов, каждый лист в папке будет означать какое-то отдельное занятие. Ребенок перелистывает книгу и выполняет то, что изображено на листе.

Например, мы сделали такую книжку, когда Лукас принимал свое лекарство. Мы клали лекарство в яблочное пюре, так что на первой странице была фотография пюре. Потом он доставал и ел хлопья и бекон. На следующей странице была фотография того, как он кладет бекон на тарелку. Потом он устанавливает температуру на микроволновке. Потом он ест, убирает за собой, кладет тарелку в раковину, протирает стол на кухне. Это его расписание.

При составлении расписания важна гибкость

Хотя Лукас знает сейчас эту последовательность, он все равно пользуется книжкой. Чем удобны эти маленькие книжки, так это тем, что в них всегда можно добавлять новые занятия. Например, недавно стоматолог рекомендовал, чтобы Лукас начал пользоваться зубной нитью, и мы добавили зубную нить в его книгу про то, что нужно сделать с утра. Я решила, что лучше, если он заправит кровать, когда выйдет из ванной утром, а не после того, как он оденется. Мы просто поменяли страницы местами. Лукас сразу начал следовать новой последовательности.

Такие визуальные расписания отлично подходят для того, чтобы объединить разные задачи и занятия в одну последовательность. Лично я не люблю использовать визуальные расписания для обучения бытовым навыкам, например, мытью рук. Для этого я использую физические подсказки, стоя сзади, приучая ребенка выполнять последовательность действий самостоятельно. Для того, чтобы ребенок научился выполнять конкретную задачу, хорошо подходят физические подсказки, жестовые подсказки и видеомоделирование. А в расписании-книжке каждая страница – это вся задача целиком, например, «помыть руки».

Время очень драгоценно, особенно для маленьких детей, которым недавно был поставлен диагноз. Мы должны следить за тем, чтобы в течение дня ребенок был вовлечен в какую-то осмысленную деятельность.

Также смотрите:

Как научить ребенка с аутизмом играть самостоятельно

Как научить ребенка с аутизмом самостоятельному досугу

Навыки досуга для подростков и взрослых с аутизмом

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».