20.09.14

Вопрос-ответ. Как научить ребенка с аутизмом самостоятельному досугу?

Рекомендации для родителей, чьи дети не умеют сами себя занять

Перевод: Елена Черновская
Источник: I Love ABA

 

leisure

 

Очень часто я слышу от родителей такие жалобы: «целый день он занимается только самостимуляциями», «он просто бродит по дому и кладет все подряд в рот», «она все время смотрит в окно гостиной и все». Это говорит о нехватке навыков досуга.

Навыки досуга — это те навыки, интересы и хобби, которые нужны большинству из нас, чтобы отдохнуть или просто получить удовольствие. Это очень важные умения для жизни. При составлении программы ABA-терапии легко увлечься учебными и речевыми навыками, но при этом пропустить нечто важное, без чего картина будет неполной.

Зачем трехлетнему ребенку тратить время и учиться развлекать себя, даже если рядом нет взрослых? Потому что в один прекрасный день ему исполнится 19 лет. Что он будет делать тогда, когда ему станет скучно, а мама и папа будут заняты? Вращаться на месте? Стоять на голове? Будет ли он в состоянии подойти к шкафу, достать игру «Эрудит» и начать составлять слова из фишек с буквами? Для меня досуг — это кулинария, видеоигры или болтовня с друзьями онлайн. Если мне одиноко, грустно, скучно, если я испытываю напряжение или усталость, то никто не должен стоять у меня над душой и давать ценные указания о том, как поднять себе настроение. У меня есть навыки для того, чтобы выбрать себе занятие, начать его делать и самостоятельно завершить его.

Внимание, вопрос: Можете ли вы сказать то же самое о вашем ребенке с аутизмом? Что делает ваш ребенок, когда ему скучно? Может ли он развлечься, если вы не уделяете ему внимания? Когда ваш ребенок заканчивает одно дело, может ли он самостоятельно начать другое?

Я также рекомендую обучение навыкам досуга для тех детишек, которые тратят все свое время на повторяющееся поведение: они шатаются взад-вперед по комнате, бегают вверх и вниз по лестнице, крутятся на стульях, выстраивают в ряд игрушки, жуют пальцы и так далее. Недавно я завершила сбор данных по поведению клиентки, которая нарезала круги вокруг обеденного стола все два часа наблюдения. Она ходила вокруг стола на цыпочках, останавливалась, смотрела на меня, подпрыгивала несколько раз, и все повторялось снова. Ее родители заявили, что если оставить ее без присмотра, она будет заниматься этим весь день. Когда я вижу нечто подобное, то представляю себе огромный неоновый мигающий знак: «Обучай меня навыкам досуга!»

Прежде чем рассказать о том, как учить таким навыкам, позвольте мне рассмотреть типичные ошибки. Во-первых, даже если вам кажется, что определенная игра/занятие/игрушка станет приятным видом досуга для вашего ребенка, то это еще не значит, что так и будет. Поймите, что поначалу вам придется снова и снова обучать ребенка новым навыкам и поощрять его, прежде чем он начнет спонтанно и самостоятельно обращаться к новому занятию.

Во-вторых, для того, чтобы обучать ребенка навыкам досуга, необходимо будет ввести процедуру вымирания (отсутствия подкрепления) или дифференциального подкрепления альтернативного поведения (поощрение желательного поведения, которое приводит к тому же результату) для нежелательных видов поведения. Даже не пытайтесь конкурировать с тряской кистями рук, хождением на цыпочках или шатанием из угла в угол, предлагая вместо этого сыграть с вами в «Монополию» — вам не победить. Вместо этого поощряйте ребенка каждый раз, когда он делает то, что вы от него хотите (садится рядом и играет в игру), при этом игнорируйте, блокируйте или перенаправляйте ребенка тогда, когда он начинает заниматься не тем, чем бы вам хотелось (ходит взад-вперед по коридору).

Наконец, ваш лучший друг — систематические подсказки. Если я работаю с ребенком, который привык целыми днями играть в кухонной раковине и мычать себе под нос, то я не могу ожидать, что он будет играть со мной в игру «Яблоки к яблокам» целых полчаса. Это будет совершенно нереалистичной целью. Лучше начать с такой планки, которая гарантирует ребенку успех. Например, можно принести игру «Яблоки к яблокам», давать ребенку желанную награду за то, что он сидит тихо и молчит, и установить таймер на 5-10 секунд. Подсказывайте ребенку, как играть в эту игру, а когда таймер выключится, прекращайте. Постепенно увеличивайте время, которое ребенок должен посвятить игре, и постепенно уменьшайте уровень и частоту ваших подсказок.

Вот несколько стратегий, помогающих заменить неуместное поведение навыками досуга:

— Начните обучать досугу с простых «рабочих коробок» или «коробок для занятий», в которых лежат материалы для простых или привычных для ребенка задач. Например, у вас есть «рабочая коробка» с карандашами и вырезанными фигурами. Установите таймер и попросите ребенка раскрасить фигурки. Когда таймер выключится, уберите коробку. Постепенно увеличивайте продолжительность времени и вводите новые или неизвестные задачи. Со временем будет полезно выделить для ребенка специальное рабочее место, где он сможет самостоятельно заниматься, читать книги, собирать паззлы, пускать пузыри, играть в настольные или карточные игры и так далее.

— Используйте визуальное расписание «Сначала-Потом» с изображениями, чтобы объяснить ребенку, что он сначала должен заняться тем, что ему не очень нравится, а потом он получит желанную награду или любимое занятие. Например, «Сначала сядь и раскрашивай картинки, а потом пойдешь играть». После того, как ребенок поймет концепцию «Сначала-Потом», сделайте для него более продолжительное визуальное расписание с картинками, в котором будут чередоваться желанные и малоинтересные для него занятия. Например: «Полдник. Досуг, 2 минуты. Поиграть во дворе. Досуг, 4 минуты. Играть на планшете».

— С самого начала наряду с этими навыками обучайте самостоятельности. Сокращайте ваше участие в занятиях ребенка, как только это будет возможно. Попробуйте подсказывать только жестами или подсказывайте, стоя позади ребенка. Помните, в конечном счете, вам нужно, чтобы ребенок занимался этим полностью самостоятельно.

— Используйте доску выбора с картинками, чтобы ребенок сам решал, какое задание он хочет выполнить. Это особенно важно с детьми, которые часто отказываются слушаться — если у них будет выбор во время досуга, то процесс пройдет намного легче.

— Как можно больше поощряйте и награждайте ребенка каждый раз, когда он проводит время уместным образом, например, листает книгу или собирает паззл. Когда ребенок поглощен самостимуляциями или повторяющимся поведением, никак это не комментируйте и не уделяйте ему внимания, одновременно стараясь переключить его на что-то другое.

— В течение каждого часа предоставляйте ребенку множество возможностей для выбора вида досуга. Измените окружающую среду ребенка, если необходимо. Если любимое занятие вашего ребенка — играть на планшете, то с этого момента он может получить доступ к планшету после выполнения двух задач из коробки досуга. Спрячьте планшет или запарольте его, а затем используйте визуальное расписание, чтобы ребенок понял, как ему получить планшет. (Сначала «Время досуга», потом «Время планшета»).

Спасибо Елене Черновской за перевод.

Надеемся, этот материал оказался для вас полезен или интересен. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».