Вопрос-ответ. Как развивать новые интересы у людей с аутизмом?
Поведенческий аналитик о том, как заинтересовать аутичных детей и взрослых непривычными занятиями
Многие взрослые люди испытывают ностальгию по играм и игрушкам своего детства, но, как правило, в подростковом и взрослом возрасте у нас появляются новые интересы. Немало детей любят «улицу Сезам» и сок из пакетиков, но с возрастом эти интересы, вероятно, уступят место другим, например, спорту и театру, пиву и вину. Однако для людей с аутизмом характерны ригидность интересов и низкая толерантность к новому, что препятствует развитию навыков досуга в старшем возрасте.
Часто досуг считают «просто развлечением» и не придают таким навыкам особого значения, особенно по сравнению с речевыми, социальными и академическими навыками. Родители и педагоги редко считают необходимым помогать ребенку развивать новые предпочтения и осваивать новые занятия для досуга. И это вполне понятно — они хотят направить все усилия и энергию на самые функциональные навыки, а выбор игр и досуга решают предоставить самому ребенку.
Тем не менее, отсутствие работы над соответствующими возрасту и социально приемлемыми навыками досуга связано с двумя проблемами. Во-первых, если у человека нет какого-то приятного занятия, которому он может предаться самостоятельно в отсутствие внешних требований, то он может практиковать социально неприемлемое поведение. Например, такой человек может демонстрировать проблемное поведение, чтобы привлечь внимание других людей, в том числе, причинять вред самому себе, вести себя агрессивно или портить вещи. Когда проводится функциональный анализ проблемного поведения, результаты часто указывают на очень простую проблему — скуку. Лучшее решение в таких случаях — обучение новым навыкам досуга и их поощрение.
Во-вторых, мир, в котором мы живем, к сожалению, не очень терпим к взрослым людям, чьи любимые занятия считаются «детскими». Есть приемлемые версии таких занятий для взрослых, например, полным-полно взрослых людей, которые увлекаются моделями железной дороги и тратят на них значительные средства. Человек с аутизмом, который любит «Паровозика Томаса» может перейти к более «взрослой» версии любви к поездам, но, скорее всего, ему будет проще встретить социальное принятие, если «Томас» больше не будет частью его хобби во взрослом возрасте.
Как же можно подойти к проблеме развития культурно и социально приемлемых интересов, соответствующих возрасту? Возможно ли вообще развить новый интерес у человека, который отказывается участвовать в незнакомых занятиях? Ответ — да, можно. Вот несколько рекомендаций, которые могут облегчить подобный процесс.
1. Всегда легче учить тому ЧТО делать, а не тому, чего НЕ делать. Не пытайтесь бороться с не совсем уместными интересами, вместо этого направьте все усилия на поощрение более подходящих интересов, которые могут прийти им на смену.
2. Лучший способ поощрить развитие нового интереса — последовательный и регулярный контакт с новыми занятиями. «Попробуй, вдруг тебе понравится» — такой должна быть ваша мантра. Многие люди обладают естественным стремлением к новому опыту, но люди с аутизмом, как правило, активно избегают всего нового, так что подобные контакты должны заранее планироваться и проходить под руководством.
3. Если человек упорно сопротивляется тому, чтобы попробовать что-то новое, подумайте о том, чтобы объединить новое занятие с любимым интересом или предметом. Может быть, просмотр нескольких минут спортивного матча по телевизору покажется более привлекательным в присутствии любимого лакомства, а «рисование по номерам» станет интереснее, если то же самое делает любимая специалистка.
4. Если возможно, начинайте контакты с новыми формами досуга и их объединение с любимыми занятиями как можно раньше. Конечно, можно развивать новые интересы и у взрослых людей с аутизмом, но маленького ребенка гораздо проще приучить к тому, чтобы время от времени пробовать что-то новое. Я считаю, что с самого начала регулярные попытки новых форм досуга должны стать частью индивидуальной образовательной программы, наряду с работой над речевыми, академическими и социальными навыками. Вам нужно, чтобы навыки «попробовать что-то новое» стали сильной стороной ребенка.
5. Если новое занятие не понравилось, то не опускайте руки и ни в коем случае не принуждайте к нему. Весь фокус в сохранении баланса. Обычно новое занятие начинает нравиться только после нескольких попыток, так что сразу отказываться от них тоже не годится, но в то же время важно и не пережать. Если вы приложили значительные усилия, чтобы заинтересовать человека чем-то, но он не проявляет стремления к этому занятию после нескольких возможностей, то переключайтесь на другой потенциальный интерес.
6. Постоянно ищите новые возможности и опирайтесь на уже существующие интересы. Если кому-то нравится рисовать фломастерами, то он может быть открыт к рисованию красками, лепке или фотографии. Если кому-то нравится фотографировать, то «скрапбукинг» (оформление фотоальбомов) кажется логичным продолжением. Если кто-то любит поесть, то его может быть нетрудно мотивировать научиться готовить и получать удовольствие от кулинарии как хобби.
7. Ищите способы для обобщения существующих интересов. Например, если человеку нравится искать в Интернете факты, то ему может понравиться планирование поездок или поиск того, куда сходить на выходных. Если кому-то нравится строить модели из лего, то ему может понравиться сборка моделей автомобилей или мебели.
Соответствующие возрасту навыки досуга очень важны по многим причинам, не в последнюю очередь потому, что они позволяют людям не скучать и не прибегать к проблемному поведению, когда им нечем заняться. У многих взрослых людей есть то, чем они мечтают заняться в конце рабочего дня, и люди с аутизмом заслуживают таких же возможностей. Если дети привыкают пробовать и любить новые занятия, то это шаг к тому, чтобы у них появились хорошие поощрения и приятные мечты в дальнейшей жизни!
Также смотрите:
Как научить ребенка с аутизмом самостоятельному досугу
Что делать при одержимости ребенка с аутизмом одним интересом
Вопрос: Взрослый сын с аутизмом до сих пор одержим детскими мультфильмами
Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».