14.02.19

Вопрос-ответ. Как помочь ребенку с аутизмом не «застревать» на рутине

Рекомендации поведенческого аналитика для внесения разнообразия в привычный распорядок ребенка с РАС

Автор: Сэм Бланко / Sam Blanco
Источник: Different Roads to Learning

 

 

Несколько лет назад я работал с мальчиком 6 лет, давайте назовем его Терренсом. У Терренса был диагностирован аутизм. Он был очень игривым ребенком, как правило, он был в хорошем расположении духа, ему нравилось играть с поездами и смотреть телевизор, и его поведение редко доставляло проблемы родителям… пока однажды не оказалось, что на пути из магазина домой появилась стройка, и они решили пойти в обход. То, что произошло потом, многие люди называют «настоящей истерикой»: Терренс упал на землю, начал кричать, плакать и отказывался сдвинуться с места.

Многие родители, с которыми я работал, могут рассказать похожие истории про своих детей с аутизмом и неожиданные изменения в привычной рутине. Изменения бывают самыми разными: любимого лакомства не было в продаже, ребенка встретила няня, а не мама, пальто стало мало и родители купили новое… На самом деле очень трудно предсказать, какие именно изменения в привычном распорядке окажутся проблемными для ребенка. Именно поэтому важно стараться постепенно варьировать привычную рутину.

Вот несколько пунктов, на которые важно обратить внимание:

– Во-первых, подумайте о том, какая рутина в жизни ребенка с наибольшей вероятностью может быть нарушена. Составьте список привычных событий, чтобы подумать о том, как можно решить подобные проблемы.

– Во-вторых, вместе со своей командой (членами семьи или специалистами, работающими с ребенком) выберите 2-3 события в жизни ребенка, на которых нужно сосредоточиться в первую очередь.

– Обсудите, каким образом тот или иной порядок может быть нарушен. Например, по телевизору могут отменить показ любимого мультфильма, или семейное мероприятие может помешать просмотру видео. Если вы будете учить ребенка гибкости в случае изменений в рутине, вы будете воссоздавать те перемены, с которыми ребенок может столкнуться с большой вероятностью, и, таким образом, у него будет возможность заранее попрактиковаться.

– Запланируйте, какие изменения вы внесете в рутину. По сути, вы сами провоцируете перемену, но в этом случае у вас есть возможность подготовиться и оказать ребенку помощь в том, чтобы с этим справиться. (Такой возможности может не быть, если изменения происходят внезапно в последнюю минуту).

– Обеспечьте ребенка словарем для описания того, что происходит. Я учу своих учеников термину «гибкий». Я могу сказать: «Мне так нравится, что сейчас ты такой гибкий» или «Иногда планы меняются, и мы должны быть гибкими. Это значит…».

– Обязательно предоставляйте ребенку поощрение за любое уместное поведение, которое связано с гибкостью! Важно дать ребенку понять, когда его реакция была желательной, гибкой. На фазе планирования вы можете обсудить, как и какое поощрение вы будете предоставлять во время изменения привычной рутины.

Если вы будете осознанно и очень постепенно менять привычную рутину и целенаправленно учить ребенка тому, что значит быть гибким, скорее всего, вам всем будет проще справиться с действительно неожиданной переменой.

(Также смотрите: Протокол для подготовки ребенка к неожиданным переменам с помощью карточки «Сюрприз»).

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».