08.05.13

Вопрос-ответ. Карточка «Сюрприз»: как учить ребенка с аутизмом принимать внезапные перемены

Приверженность рутине и трудности с внезапными переменами относятся к симптомам аутизма. Однако можно помочь ребенку приспособиться к изменчивости окружающего мира

Авторы: Энди Бонди и Лори Фрост
Источник: Autism Asperger’s Digest | May/June 2012

 

 

Двенадцатилетняя Зена прекрасно пользовалась своим ежедневным визуальным расписанием с картинками. Каждое утро она приходила в класс и тут же проверяла, что она должна делать в первую очередь, и с кем она будет работать. Тем не менее, ее учительница столкнулась с одной большой проблемой.

В случае любого отклонения от уже составленного плана Зена очень сильно расстраивалась и отказывалась продолжать работать по своему визуальному расписанию. Учительница была рада, что Зена стала более самостоятельной благодаря расписанию, но ей не нравилось, что Зена не терпит ни малейших перемен. Одно дело контролировать каждый шаг в жизни трехлетнего ребенка, но с подростком это попросту невозможно. Учительница поняла, что до сих пор никто еще не учил Зену, как терпеть перемены, которые неизбежны для каждого из нас» (Bondy and Frost 2011, p. 122).

При работе с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС) часто рекомендуется все тщательно структурировать и систематизировать, потому что эти дети не умеют справляться с переменами — они предпочитают сохранять однообразие. Трудность этого подхода в том, что когда перемены все-таки произойдут (а это неизбежно!) проблем может стать еще больше. Нужно ли ждать, сложив руки, когда ребенок начнет бурно реагировать на перемены? Мы считаем, что необходимо делать всем детям прививку против необратимых вариаций в реальной жизни.

Как можно научить людей с РАС терпеть перемены? Нужно устраивать эти перемены самим — систематически и в контролируемых условиях, а не ждать их в самый неудобный для этого момент. Жесткий распорядок дня предполагает, что мы обещаем, что произойдет все то, что мы запланировали, так что вместо него мы вводим в расписание «уроки сюрпризов».

Первыми «сюрпризами» должны стать изменения в событиях или занятиях, которые очень сильно мотивируют ребенка. Например, первым сюрпризом для Зены может стать то, что после урока математики ей неожиданно предложат посмотреть любимый DVD или послушать любимую музыку. Чтобы сделать такой сюрприз частью расписания, готовится специальная карточка или картинка для визуального расписания, либо учитель просто показывает такую карточку ребенку. Скорее всего, поначалу Зена будет недовольна неожиданной переменой, однако после того, как заиграет любимая музыка, или начнется любимый фильм, она, скорее всего, присоединится к другим ученикам.

На этой стадии все сюрпризы должны быть веселыми и доставляющими удовольствие. И конечно, учительница должна очень много хвалить Зену за то, как хорошо она справляется с сюрпризом!

С течением времени, по мере того, как Зена учится спокойно воспринимать положительные сюрпризы, учительница постепенно начинает вводить для нее нейтральные неожиданности. Возможно, внезапно окажется, что Зена сегодня занимается не с мисс Джонс, а с мисс Хайес, или что английский будет до математики, а не наоборот, или что она будет заниматься за партой рядом с окном, а не рядом со стеной.

На этой стадии некоторые сюрпризы должны быть весельем, а другие просто «досадной помехой», но не страшными и не угрожающими. Желательно как-то дополнительно награждать ученика каждый раз, когда он справляется с подобной переменой. Например, каждый раз, когда ребенок спокойно реагирует на перемену, он получает наклейку, а определенное количество наклеек можно обменять на что-то особое и очень желанное.

Очень важно, чтобы один и тот же сюрприз не происходил в одно и то же время. Если возникнет какой-либо ритуал для урока сюрприза, то это сведет на нет весь его смысл!

Наконец, следует представлять ребенку однозначно неприятные перемены, которые расстроят кого угодно. «Сюрприз! Твоя любимая игрушка не работает», «Другой мальчик катается на нашем единственном велосипеде», «Попкорн кончился», «Мы должны пойти к стоматологу» и так далее.

На этой стадии также очень важно давать ребенку другие награды за то, как хорошо он терпит эти перемены. Однако нужно следить за тем, чтобы награда не выглядела как уступка в ответ на негативную реакцию ребенка. Эти неприятные сюрпризы должны обязательно сопровождаться приятными и нейтральными изменениями. В противном случае, ребенок решит, что «перемены всегда к худшему».

С течением времени хорошо подготовленный учитель никогда не будет ходить без удобной карточки «Сюрприз!» в руке. Так что в следующий раз, когда вам позвонят из учительской и скажут: «Извините, физкультуры у вашего класса не будет — в спортзале опять трубу прорвало!», то вы просто вернетесь в класс, достанете волшебную карточку и скажете: «Сюрприз!»

Эти уроки «запланированных сюрпризов» должны сочетаться с другими стратегиями. Например, с обучением «ожиданию», когда вы откладываете получение учеником того, что он попросил, постепенно увеличивая временную паузу.

Другая стратегия, которую можно комбинировать с визуальным расписанием — это обучение понятию «позже». Например, хотя ребенок попросил покачаться на качелях, учитель ставит карточку с качелями после нескольких других занятий, тем самым давая понять, что покачаться можно «позже», а не «никогда».

Различные стратегии могут научить ребенка делать выбор в рамках своего расписания. Например, в расписании может быть синяя или зеленая коробка. Каждый цвет коробки связан с определенными занятиями, которые ребенок может выбрать и добавить в свое расписание. Например, занятия из синей коробки включают любую литературу, и ребенок может выбрать чтение книги или прослушивание аудиокниги. Зеленая коробка связана с различными творческими занятиями.

Каждая стратегия, описанная в этой статье, помогает ребенку научиться делать собственный выбор и терпеливо относиться к отсрочкам. Дети и подростки в спектре аутизма могут научиться принимать тот факт, что наш мир не может быть всегда предсказуемым, но в нем все равно много интересного и хорошего.

Дополнительная информация:

Фрост Л., Бонди Э. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS): руководство для педагогов. М.: Теревинф, 2011. — 416 с. ISBN 978-54214-0026-0

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».