12.09.17

Интервью: «Все мы разные, но каждый – индивидуальность»

Учителя регулярных классов – о том, как они работают с детьми из ресурсных (лицей 1574)

125_школа1574_01.02.2016

Фото: Владислав Кобец

Учитель начальных классов Виктория Вячеславовна Мягкова рассказывает, как дети с аутизмом выходят в регулярные классы, как на них реагируют нейротипичные одноклассники, а также о том, что именно ей как педагогу важно в этой истории с человеческой и с профессиональной точки зрения.

Фонд «Выход»: Как вы впервые познакомились со своей ученицей с РАС?
В.В. Мягкова: Я увидела Сашу еще до начала занятий. Детям с аутизмом важно, чтобы не было неожиданностей, поэтому она заранее пришла познакомиться со мной, посмотреть на кабинет, на обстановку, и вроде как все ей понравилось. Но 1 сентября было много народу, и для нее это оказалось слишком тяжело. Она начала кричать, другие дети стали обращать на это внимание. Но им было сразу сказано: каждый из вас по-своему проявляет свое волнение – кто-то юбку мнет, кто-то волосы теребит, а вот она кричит. Это пройдет.
Фонд «Выход»: Вы предупреждали детей заранее?
В.В. Мягкова: Если бы они начали как-то по-другому относиться, то надо было бы скорректировать это отношение, объяснить, что каждый из нас – особенный. Кто-то блондин, кто-то брюнет, все мы разные, но каждый – индивидуальность. А если нет отрицательной реакции, то зачем заранее к ней готовить?
Фонд «Выход»: А как класс реагирует на то, что приходит ученик, которому помогает тьютор?
В.В. Мягкова: Он же не делает задание за ученика, а только помогает ему сосредоточиться, не отвлекаться от работы. К тому же тьюторы все время меняются, чтобы ребенок к одному не привыкал. В общем, дети не реагируют на чужого тьютора как на какое-то стартовое неравенство условий.
Фонд «Выход»: Какой момент в инклюзии наиболее сложен для вас лично?
В.В. Мягкова: Самое сложное понять, принять, полюбить. И преодолеть вместе с ними все сложности. Сказать себе: да, у тебя не будет класса из блестящих отличников, многие дети будут отставать. Но они точно все равно будут развиваться, и ты им будешь в этом помогать, не боясь никаких отрицательных прогнозов.
Фонд «Выход»: А в какой момент было счастье?
В.В. Мягкова: Когда ребенок с особенностями развития начинает делать то, чего раньше не мог: решать задачу, оформлять тетрадь. Поначалу ведь тетрадь переворачивают задом наперед, вверх тормашками и пишут на третьей странице от конца, посередине листа. А потом он открывает ее правильно, пишет в строчку, видит клетки. Это прямо огромная радость. Ведь этому научила я! Конечно, с родителями вместе, ведь они очень много занимаются дома.