15.09.18

Вопрос-ответ. Как не упустить возможность поддержать желательное поведение?

Поведенческий аналитик о том, как важно сразу поощрять спонтанные проявления речевых и социальных навыков у ребенка с аутизмом

Автор: Сэм Бланко / Sam Blanco
Источник: Different Roads to Learning

 

 

Очень часто, когда мы работаем с детьми с аутизмом, мы сосредоточены на развитии двух областей: коммуникация и игра. Однако нередко бывает так, что из-за особенностей распорядка дня или текущих занятий мы, по сути, наказываем ребенка за спонтанные проявления коммуникативных и игровых навыков. Так что прежде чем мы поговорим о том, как поощрять любое желательное поведение, даже если оно появилось спонтанно, давайте подумаем о следующей паре примеров:

Джули – учительница первого класса для шести детей с аутизмом. Один из ее учеников – Маркос, который практически никогда не пользуется речью спонтанно. Когда Джулли проводит утреннюю встречу учеников, Маркос внезапно перебивает ее и говорит: «Я люблю слонов». Джули отвечает: «Сейчас нужно сидеть тихо, Маркос».

Дэвид – учитель четвертого класса, это инклюзивные класс, где у некоторых учеников есть инвалидность. Джейлин – его ученица с аутизмом, которая крайне редко инициирует социальное взаимодействие. Он говорит с другим учителем, и тут к нему подходит с Джейлин с куклой, протягивает ее Дэвиду и говорит «кукла». Дэвид отвечает ей: «Подожди минутку, Джейлин».

В обоих случаях учителя не делают ничего плохого. На самом деле, мы все делаем это время от времени, особенно, когда мы очень заняты и пытаемся справиться с несколькими задачами одновременно. Но с другой стороны, для Маркоса и Джейлин были упущены редкие возможности, когда можно было поощрить то поведение, которое мы от них ожидаем.

Ниже приводятся три рекомендации, которые могут помочь вам не упускать такие возможности:

Определите ваши приоритеты. Если в обучении Маркоса главная цель – спонтанная речь, значит, нам нужно предоставлять постоянное поощрение для спонтанной речи. Возможно, иногда это приведет к прерыванию текущего задания, но если это главный приоритет – ничего страшного! Долгосрочная цель – поощрять спонтанную речь Маркоса – перевешивает раздражение от прерванного урока.

Объясните эти приоритеты всем взрослым в окружении ребенка. Если Дэвид объяснит другим учителям и администраторам, что главная цель для Джейлин – научиться инициировать игру и общение, то краткий перерыв в беседе не будет проблемой. Опять же, долгосрочная цель поощрения инициативы Джейлин перевешивает неудобства из-за прерванного разговора.

Планируйте поощрение спонтанного поведения заранее. Наконец, обязательно подумайте, в каких ситуациях ребенок, с большей вероятностью, может проявить целевое поведение. Составьте план поощрения такого поведения и обсудите его с коллегами.

В противном случае, мы можем нечаянно наказывать ребенка за редкие проявления желательного поведения, а это последнее, чего мы хотим.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».