Личный опыт. Волонтерство и аутизм – первый шаг к трудоустройству
Мама аутичного сына о том, как поиск возможностей для волонтерской работы может открыть двери для трудоустройства людям с РАС
Источник: Autism Ontario
Мой сын – это не одна из «звезд» среди взрослых с аутизмом. Он нормально пользуется компьютером, но никакими экстраординарными навыками в этой области не обладает. У него нет никаких особых склонностей к науке. Его математические навыки достаточны для повседневной жизни, но никак не для того, чтобы выбрать карьеру в области технологий или коммерции. Несмотря на это, у него есть успешный опыт работы в самых разных местах – в некоторых случаях это была волонтерская работа, в других – оплачиваемая. Работа – это то, что придает структуру и стабильность его жизни неделю за неделей. Благодаря работе, он вносит свой вклад в общество, его хорошо знают и принимают люди, которые живут рядом с ним.
Как же это произошло? Конечно, частично это можно списать на удачу, но в других аспектах это заслуга тщательного планирования. Я хочу рассказать его историю в надежде, что те читатели, которые борются за качество жизни подростков и взрослых в спектре аутизма, найдут в ней идеи, которые они смогут использовать или адаптировать.
Я предпочитаю делать покупки в маленьких магазинчиках, а не крупных супермаркетах. Может показаться, что этот факт не имеет никакого отношения к теме нашей беседы. Раньше я и подумать не могла, что эта привычка станет залогом для трудоустройства моего сына, но именно так и получилось. Я покупаю все книги в паре независимых магазинов. Мой сын очень любит раскладывать свои собственные книги по порядку, и я подумала, что этот интерес можно использовать для работы в книжном магазине. Мне было нетрудно обсудить эту идею с владельцем – он уже знал меня как постоянную покупательницу. Всегда проще поговорить со знакомым, чем с абстрактным анонимным менеджером какой-то сети.
Сейчас мой сын работает в букинистическом отделе магазина, раскладывает книги по полкам в соответствии с темой и алфавитным порядком по фамилии авторов. Такой отдел прекрасно подходит для людей в спектре аутизма, которым нравится поддерживать порядок. С одной стороны, таким магазинам часто не хватает рук, чтобы привести в порядок букинистическую коллекцию. С другой, в книжном магазине обычно тихо, редко бывают толпы – это делает их дружелюбным местом для людей с аутизмом.
Мой сын начал работать как волонтер, но, в конечном итоге, он стал работать на неполную ставку. Многие считают, что в коммерческой организации волонтерская работа (неоплачиваемая стажировка) невозможна – это будет эксплуатацией. Я так не считаю. Многие потенциальные работодатели боятся нанимать людей в спектре аутизма. Уволить уже принятого на работу сотрудника с аутизмом может быть проблематично, многие предпочитают не рисковать. Учитывая то, как в СМИ изображают людей с аутизмом, это неудивительно.
Если вы признаете этот факт и учитываете его, когда обращаетесь к потенциальным работодателям, то вы сможете добиться гораздо большего. Мой стандартный метод – предлагать им попробовать в течение нескольких дней и посмотреть, что получится. Я заверяю их, что если результаты их не удовлетворят, то никто на них не обидится – никто не пытается заставить их делать то, что невыгодно для компании или вызывает проблемы. Этого часто бывает достаточно, чтобы работодатели согласились попробовать.
Если все проходит хорошо, то некоторые работодатели предлагают трудоустройство – что произошло с моим сыном в книжном магазине. Если этого не произошло, вы можете сами предложить сделать эту должность оплачиваемой. Некоторые соглашаются, другие – нет. В случае отказа, в зависимости от того, что это за работодатель, и каково положение человека с аутизмом, можно принять решение о том, стоит ли продолжить данную работу в качестве волонтерской. Может ли данный работодатель принимать постоянных волонтеров? Если волонтерская работа будет прекращена, то не будет ли человек сидеть дома и ничего не делать? Предоставляет ли эта работа опыт, который можно использовать в трудоустройстве где-то еще? Существует масса вопросов, которые следует учесть в зависимости от конкретной ситуации.
В старших классах школы в рамках программы трудоустройства мой сын начал работать волонтером в местной библиотеке – он проверял там полки. Участие в этой программе оказывалось лучше всего, когда я сама предлагала возможные рабочие обязанности для моего сына в той или иной организации, а сотрудники программы обращались к руководству и начинали процесс поддержки моего сына в качестве волонтера.
Библиотекарям часто приходится исправлять ошибки посетителей, которые ставят книги не туда. Это «нудная» работа, которая отвлекает их от основных обязанностей, но мой сын ее обожал – ему прекрасно подходила ее точность и предсказуемость. Многие скажут, что ходить от полки к полке, просматривать книгу за книгой – это кошмар, а не работа. Только не для него. Благодаря ему у библиотекарей было больше времени для другой работы, например, они могли больше времени уделять вопросам посетителей – той работе, которая требует социального взаимодействия, и для которой моему сыну не хватило бы навыков.
После того как он проработал там какое-то время, я встретилась с библиотекарем, чтобы поблагодарить его за эту возможность и рассказать ему о том, как моему сыну нравится эта работа. Его работа в качестве волонтера продолжалась в течение всех старших классов, а после того, как сын окончил школу, я вернулась в библиотеку и спросила, может ли сын продолжать быть их волонтером. Я была в восторге, что они согласились. Он до сих пор приходит в местную библиотеку дважды в неделю, чтобы проверить полки – не только книги, но и периодику и DVD.
Я никогда не просила принять его на оплачиваемую, а не волонтерскую работу в библиотеку. У них и так крошечный бюджет, который больше не становится. Кроме того, он искренне любит эту работу, она структурирует его неделю, позволяет другим людям познакомиться с ним и узнать его с лучшей стороны, и именно она позволила ему открыть дверь в мир оплачиваемого трудоустройства.
Сразу после того как сын окончил школу, он начал работать волонтером в библиотеке юридической консультации. Эта возможность появилась так же, как и большинство вакансий для людей в спектре аутизма – благодаря «послу доброй воли». Наш посол не работал в той консультации, но он хорошо знал юристов, которые там работали. Он поговорил с ними и предложил найти какую-нибудь работу, которую сможет делать мой сын. В его резюме уже была запись о том, что он работал волонтером в библиотеке – это гарантировало то, что его приняли. У них была библиотечная работа, до которой ни у кого не доходили руки. Это отличалось от работы в местной библиотеке, но сам факт того, что у него был подобный опыт, сделал его надежным кандидатом в их глазах.
Для юридической консультации ему нужно было обновлять «текущие папки». Так называются папки с самыми недавними обновлениями по различным юридическим вопросам. Службы для юристов регулярно выпускают различные обновления, и их нужно вставлять в эти папки, чтобы они оставались актуальными. Инструкции о том, какие документы устарели и подлежат изъятию, а какие нужно добавить в папку, простые, а потому эта работа была рутинной.
Я так подробно описываю эту работу, потому что она прекрасно подходит очень многим людям с аутизмом. Во многих юридических консультациях есть такие же библиотеки, и часто там нужно обновлять содержимое папок.
Когда книжный магазин начал платить моему сыну, я попросила юридическую консультацию тоже ему платить. Они согласились. Это прекрасная работа – кто-то должен ее делать, но специалисты часто слишком заняты, чтобы тратить на это время, а многим людям в спектре аутизма она очень понравится.
Другая работа по программе трудоустройства для школьников была работой в продуктовом магазине. Ему нужно было класть корзинки и тележки на место и помогать покупателям загружать покупки из тележки в машины. Моя подруга, чей сын с аутизмом очень похож на моего, не знала, что мой сын приступил к этой работе, и она сказала, что никогда не позволит своему сыну катать тележки при магазине. Да, работа «непрестижная», но она была важным шагом к другим обязанностям в том же магазине. Когда сотрудники магазина уже очень хорошо его знали, они предложили ему другую работу – раскладывать новый товар на полках, убирать товары с истекшим сроком годности, «пододвигать» товары к краю полки, управлять машиной для переработки картона, добавлять фрукты и овощи на прилавки, ставить на место оставленные покупателями товары и уточнять цены по просьбе кассиров. В магазинах есть масса обязанностей, которые могут выполнять многие люди с аутизмом.
У сына моей подруги очень маленький опыт работы, хотя у него достаточно навыков для выполнения многих рабочих обязанностей. Так что не надо свысока смотреть на различные возможности для работы. Они могут казаться «непрестижными» для вас, но они могут прекрасно подойти человеку в спектре и открыть для него новые возможности.
Первая работа моего сына – разносчик районной газеты. Это был очень важный старт. Его направили в программу трудоустройства в старших классах, потому что он прошел интервью на эту работу. Благодаря тому, что он разносил газету, многие люди, живущие неподалеку, познакомились с моим сыном. Он разносил эту газету пока не окончил школу. Восемь лет спустя ему позвонили из редакции и спросили, не хочет ли он снова ее разносить. Когда я спросила его об этом, он тут же ответил: «Конечно!»
Как только он вышел на знакомый маршрут, одна женщина вышла за дверь, чтобы с ним поздороваться. «А я сразу подумала, что это тебя я в окно увидела, – сказала она. – Хорошо, что ты вернулся! Всегда считала тебя замечательным!» За доставку газеты зарплата была скорее символической, но награда за работу не сводится только к деньгам.
Ниже приводится список некоторых стратегий для трудоустройства, которые оказались полезны для моего сына:
– Любой опыт работы, даже самый скромный, в том числе волонтерский – это способ расширить резюме, и он может привести к новым возможностям.
– Волонтерская работа помогает структурировать жизнь, приобрести навыки регулярной работы, помогает другим людям узнать человека с аутизмом и, в конечном итоге, она может привести к оплачиваемой работе. Это может быть работа в той же организации или в другом месте.
– Работу могут помочь найти «послы доброй воли» – люди, которые знают подходящую организацию изнутри и могут помочь человеку с аутизмом найти возможности для работы.
– Послом может стать постоянный клиент или заказчик компании или другой организации.
– Некоторые потенциальные работодатели, которые боятся нанимать человека с аутизмом, могут предложить ему должность, если признать и обсудить эти страхи.
– Сочетание разной волонтерской работы и работы неполный рабочий день может занять человека в течение недели и стать альтернативой работе полный рабочий день.
– Обращайте внимание на задачи, которые сможет выполнять человек с аутизмом во всех местах, которые вы посещаете. Это может быть боулинг, кинотеатр, музей, гараж, зоопарк, пекарня, магазин цветов или аптека.
– Если человек получает помощь в программе трудоустройства, предлагайте ее сотрудникам различные организации и рабочие задачи, которые могут подойти этому человеку с аутизмом.
– После того, как человек начал работать, желательно, чтобы его родители, опекуны или сотрудники программы поддержки посетили рабочее место, чтобы выразить благодарность и рассказать, как ему нравится здесь работать.
Также смотрите:
Руководство по волонтерству с поддержкой для людей с аутизмом
Как готовить ребенка с РАС к трудоустройству
Интервью: «Многие люди с аутизмом могут работать»
Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».