Вопрос-ответ. Когда нужно использовать визуальную поддержку при аутизме?
Как визуальная поддержка может облегчить жизнь при аутизме
Перевод: Елизавета Морозова
Источник: Autism Asperger’s Digest | September/October 2012
Правильный ответ – всегда. Вы можете представить свою жизнь без календаря, без мобильного телефона или планшета? Вы, случайно, не из тех, кто постоянно развешивает на рабочем столе и нерабочем холодильнике желтые стикеры с напоминаниями и телефонами? А как насчет меню, списков покупок, книг рецептов и дорожных знаков? Не говоря уже о «пошаговых» инструкциях по сборке, которые прилагаются ко многим покупкам.
Все мы то и дело пользуемся визуальной поддержкой, которая делает нашу повседневную жизнь проще и продуктивнее. Визуальная поддержка помогает нам организовать наше мышление и напоминает нам о том, что нужно сделать. Благодаря визуальной поддержке мы достигаем намеченных целей и выполняем свои обязательства в полной мере и с меньшим стрессом. Просто когда мы пользуемся ею, мы не называем это визуальной поддержкой.
Сильные стороны визуального стиля обучения людей с аутизмом
Для большинства людей с расстройствами аутистического спектра (аутизм, синдром Аспергера, первазивное нарушение развития и так далее) сильная сторона – хорошее понимание визуальной информации. Большинство людей с РАС понимают то, что они ВИДЯТ, лучше, чем то, что они СЛЫШАТ. Для них часто характерен визуальный стиль обучения. Визуальная поддержка – это способ предоставить этим людям информацию в более понятной, по сравнению с устной речью, форме.
Это очень важная концепция, которую необходимо понять. Речь трудно уловить. Она исчезает, как только она произнесена, – слово не воробей. Теперь представьте, что вы ученик, которому труднее сосредоточиться на том что ему говорят, чем всем остальным. Или что вы человек, которого постоянно отвлекает что-то в окружающей обстановке. Если он не «настроен» на устную информацию, то он пропустит сказанное «мимо ушей», прежде чем поймет, что с ним вообще говорят… ЕСЛИ он поймет, что с ним ГОВОРЯТ. С большой вероятностью эта информация будет пропущена. Это лишь один пример того, почему таким ученикам бывает сложно понять Вас. Можно привести множество других примеров.
Как партнеру по коммуникации именно Вам очень важно понять, что другой человек понимает вашу речь гораздо хуже, чем вам может казаться.
Подобные недоразумения в коммуникации напрямую влияют на способность людей с аутизмом участвовать в социальных ситуациях и других повседневных делах.
Что надо знать о визуальной поддержке
Визуальная поддержка – это любые наглядные предметы, которые способствуют коммуникации или предоставляют нам информацию. Мы можем называть ее визуальными инструментами или стратегиями. Очень важно понять, что визуальные стратегии могут быть использованы для достижения самых разных целей. Они помогают ученикам лучше понять, что именно происходит в их жизни. Визуальные инструменты помогают дошкольникам усваивать новые навыки. Они предоставляют поддержку ученикам как младших, так и старших классов, если им нужно справиться с переменами или разобраться в сложных социальных событиях. Визуальные инструменты предоставляют информацию, поддерживают запоминание и способствуют организации мышления. Взрослым людям нужны визуальные инструменты для достижения независимости и расширения своих “жизненных” возможностей.
Предпочтение визуальной информации
Мы все пользуемся визуальными инструментами для того, чтобы стать лучше организованными. Наши ученики с нарушениями коммуникации и обучения могут использовать те же инструменты, что и мы, – за исключением того, что они нуждаются в большей визуальной поддержке. Именно поэтому мы создаем для них специальные инструменты – расписание на день, выбор, предоставление какой-либо информации, инструкции, правила, обучение навыкам, поддержка в социальных ситуациях и т. д.
Есть масса возможностей для использования визуальных инструментов в помощи людям с РАС любого возраста для достижения большей независимости и личного успеха. Фотографии, линейные рисунки, компьютерные картинки, изображения из журналов, наклейки с продуктов, знаки, логотипы, реальные предметы и письменный язык – всё это можно использовать для улучшения коммуникации. Визуальные стратегии – это не просто маленькие картинки. Всё, что вы ВИДИТЕ, – можно превратить в инструмент для коммуникации. Цель – использовать такую визуальную поддержку, которая понятна нашим ученикам.
На настоящий момент мы переживаем настоящий “бэби-бум” компьютерных приложений для таких устройств как IPhone или IPad, что во много раз увеличило наши возможности в визуальной поддержке. Кроме того, у нас появилось видео – очень мощный альтернативный канал для визуального обучения.
Но ведь визуальная поддержка – это только для маленьких детей, да?
Однозначно НЕТ. Это – одно из самых распространенных заблуждений в отношении визуальных стратегий. Визуальная поддержка – подходит людям любого возраста. Визуальные инструменты для подростков и взрослых могут выглядеть иначе, чем те, которые мы используем в общении с маленькими детьми, или их цели могут сильно отличаться. Однако они могут быть полезны и взрослым – по тем же причинам, по которым они полезны детям.
Хороший пример – расписания и календари. Они предоставляют информацию о том, что происходит в жизни ученика, и помогают ему подготовиться к переменам или предвосхитить дальнейшие события. Подобная информация важна в любом возрасте. Однако важно понять, что визуальное расписание – это всего лишь один из инструментов в гигантской коробке средств визуальной поддержки, которые помогают добиватья успеха людям любого возраста.
Модификация визуальной поддержки по мере взросления ребенка
Некоторые люди признают важность визуальной поддержки для маленьких детей, но их беспокоит применение этого метода у старших. Они могут спросить: «Когда мы начнем отучать его от визуалки?» или «Разве он не будет выглядеть как инвалид, если будет продолжать пользоваться этим?» Другими словами, эти люди видят пользу от визуальной поддержки, но всё равно считают её нежелательной, если ребенок взрослеет.
На такие вопросы очень сложно дать ответ. Возможно, следует задать другой вопрос: «Каким образом можно изменить визуальную поддержку, чтобы она осталась полезной ученику любого возраста?» Перед нами не стоит цель отказа от визуальной поддержки – вместо этого мы должны модифицировать инструменты таким образом, чтобы они сохранили свою пользу и соответствовали изменившимся потребностям.
Вот один пример. Поход в магазин – типичное семейное занятие. Артуру, например, 4 года, и в кармане у него есть маленькая карточка с картинкой, которую мама дала ему прежде чем отправиться в продуктовый магазин. Она говорит, что в конце похода он получит печенье. Когда мама с Артуром подходят к прилавку с печеньем, мама помогает ему вынуть картинку с печеньем из кармана. Она говорит, чтобы он выбрал коробку с печеньем и положил её в корзину для покупок. Эта стратегия помогает Артуру контролировать свое поведение в магазине, потому что он знает, что в конце концов он получит награду.
Лизе – двенадцать лет. Она использует список покупок с картинками, чтобы помочь своей маме найти в магазине нужные продукты и положить их в корзину.
Том – взрослый человек, и он сам покупает продукты в магазине. Готовит Том свой список покупок на IPhone. (Кстати, вы знали, что для этого есть специальное приложение?) Список покупок в телефоне помогает ему самостоятельно справляться с этой задачей.
Другие способы использовать визуальные инструменты в любом возрасте
Люди могут гораздо лучше понимать различные ситуации и учиться, если при этом используется визуальная поддержка. Её использование зависит от конкретной цели, а не от возраста человека. Вот несколько примеров использования таких стратегий.
Следование инструкциям
Предоставление визуальных инструкций может быть очень эффективным в любом возрасте. Вот что пишет одна мама:
“Я была на одной из ваших конференций по визуальным стратегиям. Ваша презентация была просто потрясающей. Через несколько дней после посещения конференции я была на грани нервного срыва. Проблема была в том, что я никак не могла заставить моего сына с синдромом Аспергера надеть пижаму до того как пойти спать. Я была раздражена, потому что я ведь «говорю» ему (да, я знаю) снова и снова и снова надеть пижаму. Эта ситуация продолжалась очень долго (годами), и я уже от нее устала. И тут я вспомнила вашу конференцию и поняла, что проблема была не в нём, а во мне. Я просто говорила, а он не так устроен. Вместо того чтобы раздражаться, я написала карточку «Надень пижаму СЕЙЧАС!» и спокойно дала ему её. К моему изумлению, у него округлились глаза, он встал и сказал: «Ладно». Он тут же надел пижаму. После того как я отошла от полного шока, я написала новую карточку: «Спасибо. Я люблю тебя». В ответ он широко мне улыбнулся. Я не всегда вспоминаю об использовании визуальной поддержки, но как же все меняется, когда я ею пользуюсь! Мишель, мама.”
Как справиться со значительными переменами в жизни
Некоторые жизненные события трудно осознать, поскольку всё стало новым или непривычным. Пэм, член лечебной команды одного ученика, пишет:
“У меня был ученик, чья жизнь должна была в корне измениться. У его дедушки, которого он любил больше всех на свете, диагностировали рак. Семья мальчика боялась, как они смогут объяснить ему, что происходит, и они задавались вопросом, сможет ли он понять, почему он больше не видит дедушку. Мы решили, что мы будем использовать книги с рассказами, чтобы объяснить, что происходит с его дедушкой. Мы разработали истории, в которых рассказывалось об отношениях ребенка и его дедушки, что случилось с дедушкой и как изменились их отношения. Мы рассказали о диагнозе дедушки, госпитализации, хосписе, смерти, похоронах и погребении. Семья была христианской, так что они хотели рассказать сыну, что дедушка теперь будет жить у Иисуса, Мишель, – это мы тоже включили в книгу. После смерти дедушки мать рассказала, что до его болезни мальчик часто подбегал к окну, с нетерпением ожидая его визита. После смерти дедушки он перестал это делать. Визуальная поддержка помогла ему осознать, что произошло.”
Обучение новым навыкам и деликатным темам
Подростки сталкиваются с необходимостью знать, какие именно изменения происходят в организме у них и других людей. Марианна, мама Кейти, написала о том, как она использует визуальный инструмент, чтобы помочь дочери справиться с очень личной ситуацией:
“Я хотела, чтобы Кейти была готова справиться с гигиеническими аспектами менструации. Я сделала пошаговый визуальный инструмент и поместила его в папку «Папка о здоровье Кейти». Она держала её в школе вместе с другими папками. Только она знала о содержании папки. Я добавила внутрь конверт с «принадлежностями», чтобы она была готова.”
Принятие социальных решений
Социальные решения бывает очень сложно обдумать и понять. Информация в конкретном визуальном формате помогает людям принимать лучшие решения и реагировать подходящим образом. Визуальная поддержка – например, «как поступить правильно» – представляет всю необходимую информацию на одном листе бумаге, что помогает человеку рассортировать различные варианты действий и их последствия.
Как справиться со сложной ситуацией
Информация о потенциально трудных ситуациях может помочь человеку лучше с ними справиться. «События могут измениться» – это инструмент, который помогает людям в ситуациях, для которых характерны неожиданные перемены. Если люди знают, как себя вести в случае случайных событий – они намного лучше справляются даже с бОльшими сюрпризами.
О чем важно помнить
Наша цель – определить, когда у человека есть трудности или потребность в дополнительной поддержке. Если вы делаете своей целью конкретную потребность, подумайте о том, какой именно визуальный инструмент может предоставить нужную информацию или поддержку оптимальным образом. Вопрос не в «если», а в «как».
Визуальные стратегии определяются конкретной потребностью, они не зависят от возраста человека
По мере взросления учеников электронные инструменты становятся наиболее социально приемлемыми способами для многих целей. Просто не отвлекайтесь от целей применения визуальных инструментов. К тому же в наше время для всего найдется мобильное приложение.
Источники
Hodgdon, L. (1995). Visual strategies for improving communication, Troy, MI: QuirkRoberts Publishing.
Hodgdon, L. & Bryant, M. (2010) Practical communication tools for autism: Using visual strategies for lifelong success. Troy, MI: QuirkRoberts Publishing.
Burke, Charron & Steinkamp (2011). The planner guide. Williamston, MI:The Planner Guide.