Исследование. В США разработана программа, которая обучает взрослых с аутизмом устраиваться на работу
Большинство взрослых аутистов испытывают трудности с трудоустройством, но появляется все больше методик и подходов, которые помогают им в этом
Источник: Wall Street Journal
При устройстве на работу решающую роль зачастую играет знание о том, что хочет услышать потенциальный работодатель во время собеседования. Для взрослых людей с расстройствами аутистического спектра (РАС) собеседования могут превратиться в непреодолимый барьер. А без работы, у них не будет шанса на относительно независимую жизнь.
Однако предварительные результаты испытаний компьютерных программ для подготовки к трудоустройству недавно показали, что этот метод помогает людям с РАС выглядеть уверенно и улучшить навыки прохождения собеседований.
В области аутизма основное внимание традиционно уделяется диагностике и лечению маленьких детей. Однако большинство родителей и экспертов задаются вопросом — что случится с детьми, когда они станут слишком взрослыми для большинства существующих служб. Согласно другим исследованиям, более половины взрослых с аутизмом в США являются безработными.
Люди с аутизмом могут упускать из виду или неправильно интерпретировать многие аспекты процесса поиска работы. Они могут быть неспособны «поболтать», чтобы наладить отношения с коллегами и работодателями. Знакомства с новыми людьми могут вызывать у них приступы тревожности. Многие из них не понимают неявных правил, например, что нужно писать подробное письмо, даже если в объявлении просят только прислать резюме, говорит Лидия Браун, бывший ассистент по проектам Сети самоадвокации аутистов и студент факультета арабских и исламских исследований в Университете Джорджтауна, США.
Ученые из Северо-западного, Вандербилтского и Йельского университета исследуют, можно ли улучшить навыки прохождения собеседований при трудоустройстве с помощью компьютерной программы, которая использует виртуального интервьюера — «Молли».
Молли на экране — молодая, профессионально выглядящая брюнетка, которую озвучивала профессиональная актриса. В программе записано 2000 вопросов и ответов, связанных с собеседованием при приеме на работу.
Технологически Молли основана на сложной программе симуляции поведения человека, которая первоначально была разработана для обучения агентов ФБР проведению допросов, рассказывает Дейл Олсен, который создавал первоначальную технологию в 1995 году, когда он был ученым лаборатории прикладной физики Университета Джона Хопкинса. Сейчас он возглавляет компанию Simmersion, которая продает обучающие системы на основе технологий.
Вначале программа определяет наиболее подходящие вопросы для данного соискателя. Например, если у человека есть большие пробелы в резюме, то Молли попросит объяснить, почему он не работал в это время.
Кроме того, Молли может быть запрограммирована на три уровня, от доброжелательной до немного грубой. Ученики готовятся к реальным ситуациям, выбирая один из вариантов ответов для каждого вопроса. После выбора они слышат обратную связь о том, насколько хорошо они ответили.
Обратная связь помогает ученику произвести благоприятное впечатление на интервьюера. Например, многие люди с аутизмом просто отвечают «нет» на вопрос, есть ли у них аналогичный опыт работы. В рамках программы они могут научиться более эффективным ответам, например: «Нет, но я быстро учусь».
В рамках исследования 26 взрослых от 18 до 31 года или работали с Молли до 20 обучающих сессий общей продолжительностью более 10 часов, или получали обычные консультации. Все они также проходили интервью с исследователями в начале и в конце исследования.
Результаты показали, что те, кто работал с Молли были более уверены в себе и показали лучшие результаты во время тренировочных интервью с реальными людьми. Результаты предварительного исследования предполагают, что те, кто получал обучение у Молли, с большей вероятностью смогут устроиться на конкурентные рабочие места, чем те, кто не проходил такого обучения, считает Мэттью Смит, профессор психиатрии и поведенческих наук в Северо-западном университете. Он также является первым автором этого исследования, которое было опубликовано в журнале «Journal of Autism and Developmental Disorders».
У Кэт Вианд, 25 лет, был диагностирован синдром Аспергера, более легкая форма аутизма. На момент диагноза ей было 16 лет, и тогда учителя и психотерапевты говорили ей, что ее проблемы с социальными навыками помешают ей устроиться на работу. Она была в отчаянии. Она получила диплом бакалавра по звукозаписи и акустике в Колумбийском колледже в Чикаго, но у нее возникли проблемы с дальнейшим трудоустройством. Она говорит, что отсылала множество ответов на вакансии, но ее редко приглашали на интервью, хотя она не понимала почему.
Когда она услышала про исследование в Северо-западном университете, она немедленно связалась с учеными. По ее словам, в ходе исследования она поняла, что нужно сказать в начале собеседования, и как ей лучше говорить, учитывая, что у нее есть склонность говорить слишком много. Тем не менее, компьютерная программа не позволяла ей получить обратную связь по языку тела или тону голоса, а с этим у нее возникают проблемы.
Сейчас она смогла получить работу на неполную ставку в качестве делопроизводителя в художественной галерее, где до этого она работала в качестве волонтера. Теперь она также планирует преподавать игру на гитаре, хотя она не думала об этом раньше.
«Я буквально вытянула себя из депрессии, но на это ушли годы, — говорит Вианд. — Теперь я чувствую надежду, что у меня действительно есть таланты, которые можно использовать при трудоустройстве».
Есть и другие похожие компьютерные программы, чья эффективность подтверждается исследованиями, включая JobTIPS, Интернет-службу, где можно найти видео, печатные материалы и опросники. Рандомизированные испытания программы, проведенные среди 22 подростков в возрасте от 16 до 19 лет, показали, что та группа участников, которая проходила обучение в JobTIPS, демонстрировала более эффективные навыки поведения на собеседовании. Результаты исследования были опубликованы в 2013 году в журнале «Journal of Autism and Developmental Disorders».
Другие программы используют более традиционный подход к подготовке людей с аутизмом к трудоустройству — стажировки на рабочем месте. В Университете Содружества Виргинии Пол Веман с 2009 года ведет испытания эффективности этого подхода. В рамках исследования каждый год 6-8 старшеклассников с аутизмом участвуют в девятимесячной стажировке с поддержкой в одной из местных больниц, в то время как подростки из контрольной группы получают обычные коррекционные услуги в своих школах.
Пытаясь использовать такие особенности людей с аутизмом как внимание к деталям, стажировки включают такие рабочие задачи, как стерилизация хирургического инструментария, наполнение контейнеров для таблеток в аптеке и так далее. Через два года после стажировок из 20 участников, которые были трудоустроены таким образом, 17 продолжали работать, двое были уволены, а один участник переехал.
Марша Майлик, директор Центра Уайзмана при Университете Висконсин-Мэдисон, в котором подросткам с аутизмом помогают перейти ко взрослой жизни, говорит, что она поддерживает любые программы, которые повышают вероятность трудоустройства. Однако обучение прохождению собеседований не является само по себе самой эффективной стратегией, считает она.
Она считает, что родители должны искать максимум контактов и творчески подходить к поиску работы их детьми. Она рекомендует искать работу, которая будет приносить чувство удовлетворения, при этом устраиваться на работу как можно раньше и на много часов в неделю. По ее словам: «Работа сама по себе является терапией».
Надеемся, этот материал оказался для вас полезен или интересен. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».