Событие. В Москве прошел семинар, посвященный аутизму у взрослых
Поведенческий аналитик ответила на вопросы родителей подростков и взрослых с аутизмом
13 апреля 2014 года Московский городской психолого-педагогический университет (МГППУ) при поддержке Фонда «Выход» организовал семинар для родителей и специалистов «Особенности коррекционной работы, обучения и организации жизни подростков и взрослых людей с аутизмом». Ведущей семинара была Марина Азимова — доцент МГППУ, магистр педагогических наук, магистр в области социальной работы, сертифицированный поведенческий аналитик (ВСВА), член Международной ассоциации поведенческих аналитиков, научный сотрудник Центра для детей с особыми потребностями (Коннектикут, США).
На протяжении последних двух лет Марина регулярно бывает в России, где она супервизирует уже 3 класса для детей с аутизмом, основанных на принципах прикладного анализа поведения (АВА). Во время каждого своего приезда она традиционно встречается с родителями и специалистами, чтобы ответить на их вопросы. По ее словам, за это время в России многое изменилось, если не на уровне государственной помощи в связи с аутизмом, то в сознании родителей, которые сталкиваются с таким диагнозом у детей: «Родители начинают распознавать качество в отношении помощи для своих детей. Люди уже начинают не просто требовать каких-то услуг своим детям, они уже разбираются в том, какого качества эта помощь, отвечает ли конкретный специалист определенным параметрам. Это уже большое дело, так как раньше любой мог продвинуться в этой области. Конечно, до сих пор существует множество шарлатанов, но, во всяком случае, возросли требования родителей».
Одновременно, отмечает Марина, среди специалистов в России растет количество желающих изучать АВА, и все большее число профессионалов признают, что АВА — необходимое условие для работы с аутизмом, а не просто «один из методов».
Взрослый аутизм в России практически не получает внимания, даже само упоминание аутизма вызывает ассоциацию с маленькими детьми. Сложившейся ситуации есть несколько объяснений. Во-первых, в России, где система помощи в связи с аутизмом еще только формируется, родители взрослых аутистов часто уже истощены и опускают руки, не надеются, что в жизни их детей возможны изменения и прогресс. «Люди выдыхаются. В Америке они выдыхаются медленнее, потому у людей больше ресурсов и служб», — отмечает Азимова.
Кроме того, в области аутизма все больший акцент делается на систему ранней помощи, так как раннее вмешательство означает наиболее благоприятный прогноз в будущем. «Пока он маленький, все надеются на чудо, надеются на исцеление, изменения в науке, которые все перевернут. Кроме того, люди надеются, что то, что переживает их ребенок, это какие-то временные изменения, которые уйдут, и что вдруг он сам заговорит, запоет, затанцует. Чем старше становится ребенок, тем меньше становится таких надежд, а вместе с надеждами может и пропасть желание что-то делать».
Во время семинара Марина Азимова рассказывала, как не опустить руки, и какие реалистичные и достижимые цели можно поставить, чтобы повысить качество жизни человека с аутизмом, при этом рассматривались как более тяжелые случаи аутизма, так и проблемы подростков и взрослых с высокофункциональным аутизмом и синдромом Аспергера. О том, что это возможно, она знает не понаслышке — она сама воспитала взрослого сына с аутизмом и интеллектуальной инвалидностью, а также готовила многих подростков с аутизмом к взрослой жизни.
Тем не менее, кардинально изменить жизнь взрослых аутистов и их семей может только развитие специальных служб — организаций, которые будут заниматься подготовкой к работе и трудоустройством, обучением жизненным навыкам и предоставлением возможностей для досуга и продуктивного времяпрепровождения. По словам Азимовой: «Многое упирается в то, что у взрослых аутистов в России нет никакой законодательной защиты, а в других странах она есть. Первым шагом должны стать изменения на законодательном уровне, вторым шагом — изменения на бюджетном уровне, которые будут поддерживать это законодательство. И, конечно же, параллельно с этими шагами должна вестись подготовка квалифицированных кадров для работы с взрослыми аутистами. Одно дело заняться аутизмом случайно, а другое — выбрать это как свою будущую профессию».