Интервью: «Успех – индивидуальное понятие»
Руководитель инклюзивного направления в школе 1574 о том, что необходимо учителю регулярного класса для работы в инклюзии
Людмила Владимировна Ромашина, возглавляющая структурное подразделение «Службы психолого-педагогического сопровождения и социокультурного развития» в лицее 1574, считает, что методика инклюзивного образования требует от учителя умения адаптировать материал, быть свободным, самостоятельным и искать такие индивидуальные подходы, которые создадут у ребенка ощущение собственной успешности.
Фонд «Выход»: Что самое сложное для педагогов, которые приходят в систему инклюзивного образования?
Людмила Владимировна: Наверное, навык написания программ и адаптации материала. Раньше ведь как было, когда я училась? Тебе четко рассказывали, что урок должен быть построен так-то, такие методы, формы можно использовать. Фактически тебе давали конспект. Но в данном случае этого конспекта не достаточно. Почему? Потому что инклюзивное образование – это не только образование для детей с ОВЗ, это обеспечение равного доступа для всех детей. То есть это ребенок с ОВЗ, и высокомотивированный, и одаренный. У любого ребенка образование должно быть индивидуализировано. И в этом трудность. Конечно, изначально должен быть некий базовый конспект, но он требует «доводки» под каждого конкретного ученика.
Фонд «Выход»: То есть, базовый навык современного педагога, работающего в инклюзии, это индивидуальная адаптация материала?
Людмила Владимировна: Конечно. При этом учитель не просто, скажем так, носитель знаний, педагог, воспитатель. Он становится своеобразным менеджером, хоть у нас и не очень любят это слово. То есть, он должен суметь организовать процесс так, чтобы был включен каждый ребенок. И не просто был включен, но и был успешным. Особенно в начальной школе. Там успех – это самая мощная мотивация. Нужно организовать процесс обучения так, чтобы эта мотивация присутствовала, чтобы он мог выполнить задание и увидеть, что он такой, как все, ничуть не хуже. Успех – индивидуальное понятие. Я сейчас говорю про всех детей с ОВЗ, а не только про детей с аутизмом.
Фонд «Выход»: Как ребенок с расстройством в области социального взаимодействия поймет, что он успешен?
Людмила Владимировна: Обязательно поймет. Это может быть не то что успех, а индикатор успеха, причем совсем не обязательно пятерка. Даже сам факт того, что он вышел к доске и две строчки прочел – это уже огромное достижение, которое воспринимается как победа. Оценка ребенка, как и его обучение, должна быть индивидуальна и дифференцирована. Это требует определённой психологической перестройки для педагога.
Фонд «Выход»: Какого рода перестройка требуется?
Людмила Владимировна: Когда я училась, нам любили говорить, что система образования – личностно ориентирована. Но это заклинание не всегда срабатывало. Трудность инклюзивного образования сегодня в том, что индивидуальный подход необходим, а реализовать его не всегда получается. Потому что возможны разные формы индивидуализации – не только урок: использование музейного, информационного, виртуального пространства и так далее. Есть масса путей для того, чтобы ребенок с ОВЗ учился и за пределами школы. Учитель должен уметь использовать все эти возможности, но для этого ему требуется большая самостоятельность. Мне кажется, что именно этому должны сейчас в педвузах учить. Вот у нас сейчас две студентки проходят практику. Замечательные, творческие девчонки, они ищут самостоятельные пути решения вопросов. И студентов нужно нацеливать именно на это.