02.06.19

Вопрос-ответ. «Туалетный тренинг за 36 часов» для детей с аутизмом

Один из возможных методов приучения к туалету, который может подойти, в том числе, для детей с аутизмом

Источник: bcotb.com

 

 

Приучение к туалету может стать проблемой и для детей с типичным развитием, но оно может быть даже более трудным для ребенка с аутизмом или схожим расстройством. Дети с такими расстройствами могут иметь сложные сенсорные нарушения, они могут не реагировать на социальное одобрение, у них может быстро развиться зависимость от подсказок, из-за которой ребенок не начинает действия самостоятельно.

Один из возможных подходов для приучения ребенка с аутизмом к туалету – это интенсивный туалетный тренинг за 36 часов. Его часто пробуют в ситуациях, когда различные попытки приучить ребенка к туалету потерпели неудачу. Ниже приводится описание этого метода и несколько рекомендаций по обучению ребенка.

Критерии для туалетного тренинга

Для того, чтобы приучение ребенка к туалету прошло успешно, у него должны быть сформированы следующие навыки:

– Ребенок может самостоятельно приспустить белье вниз и надеть обратно.

– Ребенок остается сухим как минимум один час.

– Он может сидеть на унитазе не менее 1 минуты. (Также смотрите: «Что делать, если ребенок отказывается садиться на унитаз»).

Подготовка окружающей среды для тренинга

– Хотя сам интенсивный тренинг займет только 36 часов, вы должны запланировать, что вы и ребенок будете оставаться дома в течение всей недели – вы должны заранее освободить себя от любых дел на это время, туалетный тренинг потребует от вас очень много сил и отвлекаться вам будет нельзя.

– Соберите самые сильные поощрения для вашего ребенка в одну коробку или контейнер и поместите его в ванную таким образом, чтобы у ребенка не было к нему доступа. В качестве поощрения можно использовать любимые лакомства ребенка (например, печенье и конфеты) и игрушки, которые очень ему нравятся. Постарайтесь несколько дней совсем не давать ребенку некоторые из сильных поощрений, чтобы они стали для него еще более желанными.

– Подготовьте предметы, которые могут «занять» ребенка в ванной. Эти предметы не должны быть сильными поощрениями, иначе они будут отвлекать ребенка. Это могут быть книжки, сенсорные игрушки, паззлы так далее. В качестве поощрения также можно установить в ванной что-то для просмотра любимых мультфильмов ребенка.

– Нужно подготовить самые разные напитки в большом количестве для ребенка – вы должны будете предлагать ребенку пить какую-то жидкость каждые 30-60 секунд. Чем больше у ребенка будет возможностей для мочеиспускания, тем эффективнее будет тренинг.

– Нужно подготовить таблицы для сбора информации о том, как проходит туалетный тренинг. Таблица должна включать следующую информацию: дата/время, «оплошность» (начал и не закончил на унитазе), успех (все сделал на унитазе), успех/оплошность (начал на пол, закончил на унитазе по подсказке), самостоятельно или по подсказке (самостоятельно значит, что ребенок сам пошел к унитазу и сел на него, без каких-либо подсказок с вашей стороны).

– На начало тренинга ребенок должен быть одет в короткую футболку или майку, без нижнего белья. В течение тренинга вы должны видеть, если у ребенка началось мочеиспускание или дефекация.

– На начальном этапе тренинга вы с ребенком должны находиться в ванной. При этом нужно закрыть или прикрыть дверь.

– Кормить ребенка вы тоже должны на месте – вы не можете покидать подготовленную вами среду.

Процедура тренинга

– Поначалу вы находитесь с ребенком в ванной, одновременно вы стараетесь, чтобы он выпил как можно больше жидкости. Для этого лучше всего заранее приготовить самые любимые напитки ребенка. Ваша идеальная цель – 1-2 чашки жидкости в час.

– Не говорите ребенку воспользоваться туалетом. (Например, НЕ говорите ничего вроде «Нужно сделать пи-пи в горшок»). Если вы будете подсказывать ребенку воспользоваться туалетом, то у него появится зависимость от ваших вербальных подсказок – он должен научиться полагаться на собственные ощущения.

– Как только у вашего ребенка началось мочеиспускание/дефекация, тут же продемонстрируйте удивление (нейтральное удивление, не ругайтесь, не проявляйте негативных эмоций), чтобы побудить ребенка прерваться. Например: «Ой-ой-ой, это нужно делать на унитазе!» Тут же физически усаживайте ребенка на унитаз.

– Если ребенок продолжил мочеиспускание/дефекацию на унитазе, то по завершению вы тут же его хвалите, уделяете много вашего положительного внимания и предлагаете на выбор поощрение из подготовленной коробки поощрений.

– Если ребенок не воспользовался туалетом, то снимите его с унитаза через 30 секунд и скажите что-нибудь вроде «потом еще раз попробуем».

– Обязательно заполняйте данные о туалетном тренинге в таблицу.

– Процедура повторяется до тех пор, пока ребенок не начнет садиться на унитаз самостоятельно. Это значит, что вы НЕ даете никаких словесных подсказок и ребенок сам подходит к унитазу, садится на него и использует по назначению.

– Если это происходит – хвалите его еще больше, уделяйте много внимания и предоставляйте поощрение из коробки на выбор.

– Как только ребенок самостоятельно воспользовался унитазом 3 раза подряд, нужно расширить окружающую среду.

Расширение среды для тренинга

1. Откройте дверь в ванной, позвольте доступ в ванную и коридор.

2. Позвольте доступ в ванную, коридор и комнату.

3. Позвольте доступ на кухню.

4. Продолжайте расширять доступ до тех пор, пока у ребенка не будет доступа ко всему дому, и он все равно будет успешно пользоваться туалетом.

Добавление одежды

– После того как ребенок полностью освоит, как использовать туалет, находясь дома, оденьте его в нижнее белье, потом добавьте штаны. Если у ребенка есть сложности с любым шагом процедуры по приучению к туалету, вернитесь на шаг назад, пока он не будет полностью успешен.

– Разрешайте подгузники только когда ребенок находится в кровати и готов заснуть. Как только ребенок проснется, тут же снимайте подгузник и начинайте туалетный тренинг.

– После того как ребенок полностью освоит использование туалета дома, ваш следующий шаг – учить его проситься в туалет вне дома. Используйте для этого ту форму коммуникации, которая лучше всего подходит ребенку, это может быть вокализация, язык жестов или система обмена изображениями. (Также смотрите: «Приучение к туалету невербального ребенка»).

Также смотрите:

Книга «Туалетный тренинг. Как ребёнку освоить горшок за день»

Как научить ребенка с аутизмом опорожнять кишечник в туалете

Что если ребенок с аутизмом «забывает» воспользоваться туалетом

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».