Аутизм и общество. Трудоустройство и волонтерство с поддержкой для людей с аутизмом
Практическое руководство по поддерживаемому трудоустройству людей с аутизмом
Люди с аутизмом могут быть ценными участниками рынка труда. Как и любой трудолюбивый человек, они могут стать надежными, продуктивными и эффективными сотрудниками. Однако из-за природы их инвалидности им может быть необходима определенная поддержка, которая поможет им справляться со своей работой.
Трудоустройство с поддержкой — это трудоустройство на конкурентные рабочие места в обычных компаниях и организациях, когда человек со значительной инвалидностью получает постоянные услуги и поддержку, помогающие ему работать. Службы поддерживаемого трудоустройства находят в местном сообществе работу, которая соответствует сильным сторонам и интересам этого человека. В связи с трудностями, связанными с его инвалидностью, человеку с аутизмом может потребоваться определенная поддержка или помощь для того, чтобы освоиться на рабочем месте, а некоторым будет нужна постоянная поддержка, чтобы успешно справляться с работой. Такую поддержку обычно обеспечивает тьютор по трудоустройству.
В некоторых случаях человек может справиться со всеми обязанностями данной должности. В других ситуациях может понадобится «создание рабочего места». Создание рабочего места означает, что рабочие обязанности и условия определяются в зависимости от особенностей данного человека с аутизмом. Для этого работодатель может перепоручить ему маленькие задачи, которые выполняются другими сотрудниками. Для работодателя это может быть экономически выгодно, так как человек с аутизмом может взять на себя ряд простых задач (например, это может быть ксерокопирование, подшивание документов в папки, сканирование). Таким образом, другие работники смогут больше времени уделять более сложным аспектам своей работы.
Волонтерство с поддержкой аналогично трудоустройству с поддержкой, только человек с аутизмом работает не на рынке труда. Цель такого волонтерства — обучить человека навыкам для трудоустройства через опыт общественно полезной волонтерской работы. Например, это может быть сортировка почты в больнице, сбор и сортировка мусора в рамках местного молодежного движения, уход и кормление животных в местном приюте. Как правило, молодые люди с аутизмом занимаются волонтерством не только ради того, чтобы принести пользу обществу, но и чтобы приобрести важные навыки для дальнейшего трудоустройства.
Роль тьютора
Сотрудника поддерживает специалист, которого обычно называют тьютором по трудоустройству или тьютором по жизненным навыкам. Роль тьютора по трудоустройству — помогать сотруднику освоить свои рабочие обязанности, успешно справляться с работой и интегрироваться на рабочем месте. Тьютор по трудоустройству может помогать сотруднику с выполнением тех или иных элементов работы и может постоянно подсказывать сотруднику на работе, чтобы гарантировать, что она выполняется качественно. Он также определяет, какие обучающие стратегии лучше всего использовать на этом рабочем месте.
Тьютор по трудоустройству также всегда доступен, чтобы предоставить важную информацию другим сотрудникам и постараться расширить опыт человека с аутизмом. Например, тьютор может попросить его коллег общаться с сотрудником, подсказать наилучшие способы для этого и порекомендовать им стратегии, которые будут способствовать его успешной работе. Другим сотрудникам рекомендуется познакомиться с тьютором сотрудника с аутизмом и задавать ему вопросы, если таковые возникнут.
Описание аутизма
Люди с аутизмом имеют различные навыки и способности, но обычно они испытывают трудности в четырех основных областях:
1. Проблемы с коммуникацией с другими людьми. Некоторые люди с аутизмом совсем не могут говорить, и такие люди могут пользоваться картинками или электронными приспособлениями для коммуникации. Некоторые люди с аутизмом могут говорить фразами из одного-двух слов. Другие люди могут поддерживать разговор, но им может быть сложно говорить о различных темах.
2. Трудности с пониманием речи. Человеку с аутизмом может быть сложно понять фразы, которые кажутся простыми, например: «У тебя есть время?» или «Можете сказать, где находится мужской туалет?» Им может быть сложно понять шутки или общепринятые жесты.
3. Трудности с общением и развитием дружеских отношений. Некоторые люди с аутизмом могут несвоевременно или не всегда отвечать на ваши приветствия, могут избегать взгляда в глаза или не инициировать общения с вами. Они могут испытывать трудности в следовании негласным правилам общения, например, стоять слишком далеко от человека, с которым они разговаривают. Во время рабочих перерывов человек с аутизмом может предпочитать одиночество и не общаться с другими людьми.
4. Проблемное поведение. Из-за трудностей в понимании языка и коммуникации, люди с аутизмом могут расстраиваться или раздражаться. Проблемное поведение иногда является способом, с помощью которого человек пытается сообщить, что что-то является слишком трудным, что ему нужен перерыв или что он что-то хочет.
У людей с аутизмом может быть ограниченный круг интересов, например, они могут говорить на одну и ту же тему снова и снова, либо у них могут быть повторяющиеся движения без определенной цели.
Некоторые люди с аутизмом могут очень расстроиться, если в их привычном распорядке дня или в окружающей обстановке происходят какие-то изменения, даже если окружающим эти перемены кажутся незначительными.
Несмотря на все эти трудности люди с аутизмом способны справиться с различными типами работы. При правильном обучении и поддержке многие из них могут стать ценными сотрудниками. Однако эти трудности требуют использования специальных техник, чтобы помочь сотруднику освоить рабочие обязанности и управлять своим поведением.
Важные факты об аутизме
Хотя никто не знает, что является причиной аутизма, есть несколько фактов, которые мы знаем о нем.
— Аутизм является спектром. Это значит, что у некоторых людей могут быть большие проблемы с поведением и обучением, в то время как у других эта инвалидность будет проявляться лишь в небольшой степени.
— Аутизм можно диагностироваться примерно в три года на основе поведения и навыков ребенка. На настоящий момент не существует генетических маркеров для аутизма.
— Аутизм в 4 раза чаще встречается у мужчин, чем у женщин.
— Аутизм распространен во всем мире и может встречаться в любой семье, независимо от расы, национальности и социо-экономического статуса.
— Причины аутизма не известны, однако исследования предполагают, что это неврологическое нарушение развития, и что есть много различных факторов, которые способствуют аутизму.
— Примерно у одного из трех людей с аутизмом в подростковом возрасте появляются эпилептические приступы.
— Люди с аутизмом имеют нормальную продолжительность жизни.
— Аутизм связан с генетическими факторами. Если в семье родился ребенок с аутизмом, то вероятность рождения второго ребенка с аутизмом составляет 3-5%.
— Люди с аутизмом могут учиться. Раннее вмешательство вкупе с интенсивным обучением на основе прикладного анализа поведения являются наиболее эффективным видом помощи при аутизме.
Как учатся люди с аутизмом
Исследования в области обучения при аутизме выявили специфические техники, которые помогают людям с аутизмом учиться. В целом, они учатся наилучшим образом, когда:
— Задача четко сформулирована и предъявлена.
— В случае необходимости предоставляется помощь для выполнения задания.
— Сразу же после успешного выполнения задания предоставляется поощрение (награда).
— У человека есть множество возможностей, чтобы потренироваться в выполнении такого задания.
По сути, люди с аутизмом учатся точно так же, как и все остальные люди, просто они часто нуждаются в том, чтобы навык был разбит на маленькие шаги, и человеку может понадобится больше времени для отработки нового навыка. Кроме того, награды после успешного выполнения задания могут помочь человеку с аутизмом быстрее освоить навык. Например, человеку с аутизмом может потребоваться практика в том, чтобы всегда здороваться со своим начальником, и когда он это делает, может понадобиться поощрение, например, похвала.
Теория научения
Для того, чтобы лучше понять наиболее эффективные способы обучения человека с аутизмом, можно представить любой процесс обучения как состоящий из трех частей. Эти части включают:
А = Антецеденты (предшествующие факторы).
В = Поведение.
С = Последствия.
Эти события образуют «цепочку АВС»: появляется антецедент, случается поведение, предоставляется последствие.
Антецедент: то, что произошло перед реакцией или поведением, например:
— Руководитель сказал, что нужно закончить задачу.
— Руководитель поздоровался.
— Коллега задал вопрос.
Поведение: любые действия человека, например:
— Выполнение инструкции.
— Ответ на вопрос.
— Завершение поставленной задачи.
— Просьба о помощи.
Последствие: что-то, что произошло сразу после поведения. Последствия, связанные с обучением, должны быть приятны человеку:
— Перерыв в работе.
— Комплимент от руководителя.
— Зарплата.
— Перекус.
Практически всегда обучение происходит благодаря положительному подкреплению — предоставлению желательных последствий после поведения. Это значит, что сразу после поведения следует что-то приятное или веселое.
Например, если Джон сосредоточен на выполнении рабочей задачи в течение одного часа, то ему разрешается выбрать любое лакомство из торгового автомата. Он с большей вероятностью будет сосредоточен на работе в течение часа, потому что за это он получит особое лакомство.
Примеры цепочек АВС на рабочем месте
1. Антецедент: Коллега по работе говорит Карен: «Доброе утро».
Поведение: Карен в ответ говорит: «Доброе утро».
Последствие: Тьютор Карен делает ей комплимент за ответ на приветствие (например, «Отличная работа, мне так понравилось, как ты поздоровалась»).
В этом примере Карен с гораздо большей вероятностью будет отвечать «Доброе утро» своим коллегам в других ситуациях, потому что комплимент от ее тьютора является для нее поощрением, «подкрепляющим» это поведение.
2. Антецедент: У Эда закачиваются материалы, необходимые для выполнения рабочей задачи.
Поведение: Эд обращается к своему тьютору и просит у него нужные материалы.
Последствие: Тьютор Эда хвалит его за обращение за помощью и помогает ему найти нужные предметы.
В данном примере увеличилась вероятность того, что Эд обратится за помощью в следующий раз, когда у него не будет материалов, потому что комплимент тьютора и его помощь в поиске нужных предметов подкрепили это поведение.
3. Иногда, по ошибке, окружающие учат нежелательному поведению или не тем действиям, которых они ожидают от человека. Например:
Антецедент: Чарльз работает в течение часа, и он хотел бы уйти на небольшой перерыв.
Поведение: Он начинает кричать и ругаться.
Последствие: Тьютор говорит ему уйти на перерыв и позволяет ему сидеть на перерыве в течение 15 минут.
В данном примере, когда в следующий раз Чарльз захочет сделать перерыв в работе, то он с большей вероятностью будет кричать и ругаться, потому что тьютор предоставил ему желанное последствие (перерыв в работе) в ответ на крики и ругань.
Очень важно всегда помнить, что обучение является результатом того, что происходит до и после поведения. Поэтому всегда нужно думать о предшествующих факторах и последствиях поведения, когда вы пытается обучить новому навыку или пытаетесь понять причину проблемного поведения.
Подсказки
Для обучения сотрудника той или иной рабочей задаче тьютор может использовать подсказки (или помощь), для того, чтобы сотрудник мог правильно выполнить задачу. Подсказки — это любая помощь, которая помогает сотруднику понять, что нужно сделать, чтобы успешно справиться с работой. Существуют различные типы подсказок, которые помогают сотруднику учиться выполнять работу. Например, если человек не знает, где взять принадлежности для уборки, то его тьютор может использовать одну из следующих подсказок:
Вербальную: Тьютор может сказать сотруднику, где находятся принадлежности (например, «Возьми чистящее средство, оно в шкафу»).
Физическую: Тьютор может физически направить сотрудника по направлению к шкафу, положив руки на плечи.
Жестовую: Тьютор может показать на шкаф.
Моделирование: Тьютор может сам взять нужные принадлежности, демонстрируя сотруднику, как это сделать.
Подсказка с помощью фотографии или текста: Тьютор может предоставить сотруднику серию фотографий или текст, которые описывают, как взять нужные принадлежности.
Уменьшение подсказок
Цель подсказок в том, чтобы постепенно их уменьшать, а потом и удалить их вовсе, чтобы сотрудник был способен работать независимо без каких-либо подсказок со стороны своего тьютора. Для того, чтобы этого добиться, тьютор будет предоставлять все меньше помощи и одновременно будет предоставлять награды за все более независимое поведение.
Например, когда новый сотрудник приступает к работе, его тьютор может поначалу предоставлять много помощи и подсказок. Постепенно тьютор будет время от времени убирать подсказки, чтобы проверить, сколько сотрудник может сделать самостоятельно. Когда сотрудник выполняет какой-то компонент работы без помощи, то тьютор делает ему комплимент за самостоятельную работу.
Некоторым людям всегда будет нужна какая-то помощь для успешного выполнения некоторых компонентов работы. В этом случае целью должны быть подсказки, которые требуют меньше прямой помощи от тьютора, например, подсказки с помощью картинок или подсказки от других сотрудников.
Например, если сотрудник не способен воспользоваться ключом, чтобы открыть шкаф, его можно научить просить о помощи другого сотрудника. Или, если сотрудник не способен запомнить все шаги для уборки помещения, можно использовать картинки, описывающие каждый шаг, который он должен сделать.
Анализ задач
Некоторые задачи на рабочем месте требуют выполнения сложной последовательности шагов. Например, для того, чтобы прибраться на кухне, нужно выполнить последовательность шагов. Когда задача включает последовательность подзадач, то обязанность тьютора разбить эту задачу на маленькие шаги, а потом обучить им сотрудника шаг за шагом.
Когда тьютор проводит анализ задач, то обычно он сам выполняет данную задачу и определяет каждый ее компонент. Затем он записывает каждый шаг и тот порядок, в котором он будет обучать сотрудника. Например, если задача сотрудника — вымыть окна, то тьютор сам выполнит эту задачу и определит следующие шаги:
1. Расписаться в журнале прихода и ухода.
2. Поздороватсья с руководителем.
3. Взять ключ от шкафа с принадлежностями.
4. Взять швабру для окон, чистящее средство и бумажные полотенца.
5. Пройти в холл.
6. Полить окно чистящим средством пять раз.
7. Проводить по окну шваброй для окон сверху вниз, двигая ее слева направо.
8. Протереть окно и швабру бумажными полотенцами.
И так далее…
Распространенные стратегии
Тьютор может использовать специальные предметы или техники, чтобы помочь или поддержать сотрудника на работе. Ниже приводятся несколько распространенных практик, которые могут быть частью обучения сотрудника с аутизмом на рабочем месте.
Расписания из фотографий или текста
Иногда фотографии или текст (слова) используются в качестве напоминаний сотруднику о том, как выполнить каждый шаг из рабочей задачи. Когда используются фотографии, то каждый шаг задачи описывается фотографией. Последовательность из фотографий помещается в тетрадь или папку для личного использования человеком. Под руководством тьютора человек с аутизмом:
— Указывает на нужное изображение.
— Выполняет шаг, описываемый на изображении.
— Возвращается к папке с расписанием.
Со временем руководство тьютора при использовании визуального расписания станет не нужным. Расписание само по себе будет подсказывать сотруднику, какие нужно предпринять шаги, чтобы завершить задачу.
Если сотрудник может читать, иногда используются предложения или слова для описания каждого шага. Например, если человек учится мыть окна, то каждый шаг в последовательности описывается в списке из слов или простых предложений, которые указывают человеку, что надо сделать. Этот список можно распечатать на странице или сохранить в компьютере-планшете.
По возможности фотографии или текст постепенно убираются так, чтобы человек смог выполнять работу без расписания.
Использование наград/поощрения
Как и все мы, сотрудники с аутизмом нуждаются в частой обратной связи по своим результатам работы. Типичная награда за нашу работу — это наша зарплата. Однако для человека с аутизмом зарплата может иметь небольшое значение. Задержка между самим выполнением работы и получением денег может оказаться слишком большой для формирования мотивации у человека с аутизмом. Поэтому могут использоваться какие-то немедленные награды для повышения мотивации. Например, один сотрудник может получать награду в виде возможности поиграть в видеоигру во время перерыва. Для другого наградой может стать любимое лакомство в конце рабочей смены.
Иногда используются наглядные подсказки или устройства для счета, чтобы сотрудник видел, насколько он близок к получению награды. Например, тьютор может предложить сотруднику носить с собой механический счетчик и нажимать на него каждый раз, когда он правильно выполняет часть рабочей задачи. Затем счетные единицы переводятся в награду.
Другие сотрудники могут иметь на рабочем месте маленькую плашку с монетками или другими знаками, так называемую плашку с жетонами. Она используется так же, как и счетчик. Как только сотрудник зарабатывает все жетоны на плашке, то он обменивает их на награду.
Практика вне рабочего места
Иногда компоненты той или иной работы требуют большей практики, чем возможно непосредственно на рабочем месте. В этом случае сотруднику можно предоставить возможности для практики в центре дневного пребывания для взрослых, в рамках школьной программы или дома. Например, если у работника проблемы с тем, чтобы открыть замок подсобного помещения, тьютор может рекомендовать его родителям попрактиковаться в этом навыке дома.
Естественная поддержка
Естественная поддержка относится к поддержке, которая находится в самой рабочей обстановке. Она может включать инструкции и подсказки коллег или изменения в окружающей обстановке для поддержки сотрудника. Например, Эд сортирует почту в доме престарелых, но другой сотрудник должен записывать имена новых проживающих в почтовый список, когда они прибывают. Проще, если это будет делать один из коллег Эда, чем его тьютор. Это потребует небольшой дополнительной работы со стороны коллеги, но позволит уменьшить поддержку со стороны тьютора.
Сбор данных
Сбор данных может включать запись любой информации о результатах работы сотрудника. Это позволяет тьютору определить, насколько хорошо сотрудник справляется со своей работой, и выработать конкретные обучающие стратегии для того, чтобы повысить его эффективность. С разрешения руководства и других сотрудников можно также собирать данные о том, насколько хорошо и быстро эту работу выполняют другие сотрудники. Например, в компании, занимающейся упаковкой, тьютор может наблюдать за тем, сколько предметов в час упаковывает типичный работник, и сделать это целью для сотрудника с аутизмом. Цель будет состоять в том, чтоб приблизиться или соответствовать продуктивности коллег.
Работа, которая хорошо подходит людям с аутизмом
Сотрудники с аутизмом обладают собственными сильными сторонами и предпочтениями в отношении определенных видов работы. Поэтому рабочие обязанности должны соответствовать навыкам и предпочтениям конкретного человека. Тем не менее, есть определенные особенности работы, которые, как правило, хорошо подходят людям с аутизмом. Поэтому если вы пытаетесь найти потенциальные вакансии или волонтерскую работу для человека с аутизмом, подумайте о следующем:
— Работа, которая связана с повторениями. Например, сортировка почты позволяет повторять одни и те же действия и практиковаться в них.
— Работа, которая не требует развитых социальных навыков. По причине некоторых социальных трудностей, работа, которая требует сложного социального взаимодействия, например, продажи, может быть не лучшим выбором для человека с аутизма.
— Работа, которая постоянна день ото дня. Работа, которая выполняется каждый день, например, доставка почты, уничтожение бумаг и уборка, которая обеспечивает постоянство и повторение с минимальными вариациями день ото дня.
— Работа, которая включает визуальные задачи. Некоторые сотрудники с аутизмом очень хорошо справляются с задачами, которые требуют визуального мышления, например, с сортировкой, отбором и сличением.
— Работа, которой можно научиться при минимуме устных описаний или объяснений. Из-за проблем с пониманием языка работа, которая требует большого объема устных объяснений, может быть не очень хорошим выбором.
Практические вопросы на рабочем месте
Как мне давать инструкции сотруднику с аутизмом?
Можно наблюдать за тем, как с ним общается тьютор. Например, тьютор использует простые инструкции и сопровождает их жестикуляциями? В целом, рекомендуется давать короткие и простые инструкции вместе с визуальными подсказками. Например, вы можете сказать: «Пожалуйста, уберите это от меня» и показать, куда нужно положить предмет. Сотруднику будет проще выполнить такую инструкцию, чем: «Эй, Джо, не можешь оказать мне услугу и положить это на место».
Что мне делать, если я не получаю ответа от сотрудника?
Может быть, сотрудник не ответил на ваше приветствие, инструкцию или попытку начать разговор. Тому может быть множество причин. Возможно, сотрудник не понял инструкцию или ваша речь была слишком сложной. Если вы не получили ответа, то постарайтесь снова повторить инструкцию, упростить инструкцию, либо подождите несколько секунд и проверьте, ответит ли он. Вы также можете проинформировать тьютора, что сотрудник не отвечает вам, и в этом случае он может попросить вас снова обратиться к сотруднику, чтобы он мог предоставить необходимые подсказки.
Что мне делать, если сотрудник допустил ошибку или не выполнил какой-то компонент работы?
Иногда ошибки и оплошности можно скорректировать просто указав на них сотруднику. Например, если сотрудник сделал неверное число копий, то просто укажите, какое должно быть число (например, «Смотри, здесь написано 10 копий»). Если ошибка повторяется или сотрудник не следует вашей инструкции, то проинформируйте его тьютора.
Что если сотрудник сделает что-то необычное?
Из-за поведенческих проблем, связанных с аутизмом, вы можете наблюдать необычное или отличающееся поведение. Лучше всего просто игнорировать такое поведение, а если оно беспокоит вас, то посоветоваться с тьютором.
Как мне общаться с сотрудником с аутизмом?
Даже если сотрудник испытывает трудности в социальном взаимодействии, очень важно всегда приветствовать его и дать ему почувствовать, что на рабочем месте к нему хорошо относятся. Если сотрудник не инициирует общение, это не значит, что он не нуждается в нем, или что вы не можете инициировать его сами. На самом деле, это предоставит ему возможности для практики в социальных навыках.
В целом, когда вы приветствуете или инструктируете сотрудника, будьте прямолинейны и называйте его по имени, чтобы он знал, что вы разговариваете именно с ним. Например, подойдите к нему и скажите: «Доброе утро, Эд» и подождите ответа. Если он не ответит, то его тьютор, скорее всего подскажет ему ответ.
По мере того как вы лучше узнаете человека с аутизмом, вы можете обнаружить, что вам интересно и приятно с ним общаться. Некоторые сотрудники смогут поддерживать разговоры о выходных или планах на будущее, в то время как другие смогут лишь отвечать на приветствия. В любом случае, инициация общения и наблюдение за тем, как с ним общается тьютор, помогут вам понять, как лучше общаться с ним.
Как мне похвалить или поощрить сотрудника с аутизмом?
Сотруднику с аутизмом без сомнения будут приятны похвала и признание его заслуг. Скажите ему комплимент, например, «Джастин, ты отлично отполировал серебро!» или «Лорен, ты так быстро принесла все нужное!»
Иногда человеку с аутизмом могут быть неприятны громкие звуки или чужие прикосновения. Соответственно, вам нужно учитывать личные особенности и предпочтения сотрудника, когда вы хвалите или поддерживаете его.
Как поддержать сотрудника с аутизмом на рабочем месте
Сотрудник будет работать как часть вашей команды и организации, и хотя его будет сопровождать тьютор, вы можете сделать очень многое, чтобы помочь. Вот несколько примеров:
— Воспринимайте сотрудника с аутизмом как часть команды.
— Поделитесь с тьютором идеями о том, как лучше помочь сотруднику вписаться в коллектив.
— Отмечайте прогресс и делитесь успехами сотрудника в организации и вне ее.
— Найдите время, чтобы поприветствовать сотрудника и поговорить с ним.
— Помните, что вы работаете рядом со взрослым человеком, поэтому говорите с ним и о нем соответственно. Не обращайтесь с коллегой как с ребенком.
— Проявляйте интерес к прогрессу сотрудника и его работе, спрашивайте у тьютора, как у него дела.
— Сообщите о значимой работе в вашей организации, которая может подойти сотруднику.
— Найдите время, чтобы больше узнать об аутизме.
— Определите и будьте готовы предоставить «естественную поддержку», чтобы можно было постепенно уменьшить помощь тьютора.
— Поощряйте ваших коллег интересоваться сотрудником с аутизмом.
Надеемся, этот материал оказался для вас полезен или интересен. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».