12.04.19

Вопрос-ответ. Тому, кто спрашивал: «Можно ли моему ребенку играть с ребенком с аутизмом?»

Советы психолога всем, кто сомневается, стоит ли допускать общение их детей с аутичными детьми

Автор: Эмили В. Кинг / Emily W. King
Источник: The Mighty

 

 

Человеку, который ввел в Google фразу: «Можно ли моему ребенку играть с ребенком с аутизмом?»

Конечно! Я так рада, что вы об этом спросили. Поощряя вашего ребенка общаться с людьми с разными возможностями, способностями и интересами вы помогаете ему самому развиваться, познавать мир и становиться более зрелым.

Но, наверное, вы вбили эту фразу в поисковую систему не потому, что вам были интересны преимущества общения с аутичными детьми. Скорее всего, вас беспокоят какие-то возможные вредные последствия. Возможно, вы боитесь, что ваш ребенок может перенять какое-то поведение, которое негативно воспринимается окружающими. Также предполагаю, что вы беспокоитесь, что ребенок заметит отличия в поведении своего ровесника, и вы не сможете объяснить их ему.

Пожалуйста, не отказывайтесь от подобного общения. Попробуйте. Смоделируйте дружелюбную среду для своего ребенка. Вот, что вы сможете наблюдать, и чему, скорее всего, сможет научиться ваш ребенок:

1. У всех нас разные интересы.

Каждого человека что-нибудь да интересует, но у некоторых детей есть очень сильный, интенсивный интерес к одному или двум предметам. Если ваш ребенок откроет это в ходе игры, он естественным образом поймет неврологические различия, даже не зная, как они называются. Например, ребенок может спросить: «Почему Джонни хочет играть только с поездами? Ему не нравятся мои игры». Вы можете объяснить ребенку: «Джонни любит поезда больше любой другой игрушки. Иногда он так сильно увлекается поездами, что его мозг не может думать ни о чем другом. Твой мозг любит самые разные игры с самими разными игрушками. Как насчет немного поиграть с Джонни в поезда, а потом еще раз проверить, не понравится ли ему твоя идея?».

2. Мы можем по-разному выражать эмоции.

У некоторых аутичных детей бывает «стимминг» – повторение однообразных движений в ответ на сильную радость или перегрузку их нервной системы. Например, ребенок может снова и снова потряхивать кистями рук от нервного возбуждения. Если ребенок заметит это и задаст вам вопрос, это прекрасная возможность, чтобы объяснить ему: «Тело Сьюзи может чувствовать слишком много, и иногда ей сложно с этим справиться. Ты ведь иногда начинаешь подпрыгивать, если очень чему-то радуешься? Ну, а Сьюзи трясет руками, если она взволнована».

3. Мы по-разному играем с одними и теми же игрушками.

Приятель с аутизмом может выстраивать машинки в ряд, вместо того, чтобы заставлять их ездить по дороге. Это может объясняться тем, что он еще не научился играть с машинками, или ему сложно подражать тому, что он видит вокруг. Иногда дети с аутизмом прибегают к однообразным играм, потому что это их способ справиться со стрессом. Некоторые дети могут испытывать сильную тревожность, если сверстник попытается присоединиться к их повторяющейся игре, так что лучше спросить родителей, можно ли это сделать. Родители ребенка знают, расстроит ли его участие другого ребенка, и как лучше всего присоединиться к его игре.

4. Для общения не обязательно нужны слова.

Дети заметят, если другой ребенок не отвечает им с помощью слов. Ваш ребенок может спросить: «А почему Сьюзи мне не отвечает?» или «А почему она не смотрит на меня, когда я с ней разговариваю?» Это ценная возможность научить ребенка тому, что мы общаемся не только с помощью слов. Вы можете сказать: «Ты научился говорить, чтобы объяснять людям то, что ты думаешь, но Сьюзи все еще учится пользоваться словами. Она может показать другим людям, что она хочет, иногда она делает это с помощью жестов, а иногда можно понять, что ей нравится, по тому, что она делает. Все учатся говорить в разное время, Сьюзи все еще над этим работает».

5. У нас бывают чувства разного размера.

Нервный срыв скорее случится с аутичным ребенком, а не с вашим, но, опять же, это возможность научить вашего ребенка тому, что у нас бывают чувства разного размера, и то, что совсем не расстроит вашего ребенка, может сильно расстроить кого-то другого. Вы можете объяснить это так: «Когда приходит время уходить из парка, у Джонни появляются очень большие чувства. Ты знаешь, что бывает неприятно, когда приходится прерывать игру. Он все еще учится тому, как успокоить свое тело, если он очень сильно расстроен».

Вы можете спрашивать себя: «Что если мой ребенок начнет копировать негативное поведение?» Очень часто это основной страх родителей детей с типичным развитием. Если вы признаете различия в навыках и помогаете своему ребенку понять, что у него, в отличие от другого ребенка, есть такие навыки как сказать словами или справиться со сменой деятельности, то ваш ребенок скорее будет воспринимать эти различия с сочувствием, он не будет подражать им.

Главное, о чем важно помнить: мы часто не знаем, с кем именно поладят наши дети. Единственный способ это узнать – попытаться. Если ребенок захочет играть вместе – пусть они играют! Иногда такое общение проходит гладко, иногда нет. В любом случае, ваш ребенок, скорее всего, усвоит очень важные уроки о различиях между детьми, принятии и сочувствии. Если вы просто будете пытаться включить другого ребенка, вы уже будете демонстрировать своему ребенку важное позитивное поведение. И это то, что родители аутичного ребенка не забудут.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».