10.03.13

Записки аутиста. Темпл Грандин: «Как приручить страсти аутичных людей»

То, что кажется странной одержимостью у человека с аутизмом, при правильном подходе может стать ключом для образования и карьеры

Автор: Темпл Грандин / Temple Grandin
Перевод: Елизавета Морозова
Источник: Autism Asperger’s Digest | January/February 2013

Необходимо больше внимания уделять тому, что ребенок может делать, а не тому, что у него не получается. Быть аутистом трудно, но мы должны выработать у себя установку «могу». Не так давно я прочла замечательную книгу Уильяма Камквамбы «Мальчик, приручивший ветер». Она рассказывает о бедном африканском мальчике из крестьянской семьи, который понял, как построить ветряную мельницу, обеспечившую его дом электричеством. Уильям страстно хотел изучать науку и понять, как устроен этот мир. В старой библиотеке он нашел несколько научных книг, которые позволили ему построить генератор и мельницу из старья и брошенных машин.

Уильям Камквамба из Малави смог построить генератор электроэнергии из мусора, несмотря на полную нищету и отсутствие школьного образования.

Несмотря на то, что Уильям жил в очень неблагоприятных условиях и в полной нищете, это не помешало ему следовать за своей страстью. Подозреваю, что у него могли быть некоторые признаки синдрома Аспергера. Его одержимое стремление изучать науку об электричестве и построить мельницу могло быть проявлением этого синдрома. Он понял, как собрать генератор, радиопередатчик, автоматический выключатель, зарядку для телефона и микрофон. Все его устройства были сделаны из старых радиоприемников, частей брошенных машин и мусора со свалки.

Мне кажется, что это прекрасная книга для каждого молодого человека в спектре аутизма. Его жизнь была очень тяжела, но Уильям преуспел. Мы должны учить молодых людей с аутизмом, что им нужно очень упорно работать, чтобы преуспеть. Паралимпийские игры – это другой пример комбинации страсти и упорного труда. Они демонстрируют, на что способны люди с физическими ограничениями. Люди с ампутированными или парализованными конечностями достигают успеха в спорте благодаря своим усилиям и упорству, плюс к тому, они отлично проводят время.

Используйте страсть для образования

Ключ к тому, чтобы мотивировать ребенка с аутизмом трудиться в школе – это использование его специальных интересов при подготовке материала для обучения. Специальные интересы и фиксацию на одном-единственном предмете необходимо приручить, чтобы мотивировать ребенка на учебу. Дженнифер Кук О’Тул (2012) в своей книге «Аспердети» предлагает массу хороших примеров того, как можно использовать страсть ребенка для его мотивации. О’Тул сама в спектре аутизма, и у нее трое детей с синдромом Аспергера. Она предлагает следующую стратегию для того, чтобы использовать специальные интересы ребенка для «входа» в его разум.

Jennifer Cook O'Toole

Дженнифер Кук О’Тул написала бестселлер о воспитании детей с синдромом Аспергера, предложив много идей об использовании их специальных интересов. И это не удивительно, ведь у нее трое детей с синдромом Аспергера, и такой же диагноз был поставлен ей самой и ее мужу.

Шаг первый: Тщательно наблюдайте за ребенком и определите его самые страстные интересы. Одним из моих первых навязчивых увлечений стала карусель «Сюрприз». Это огромный круг, который вращается с большой скоростью, в то время как пассажиры прижаты центробежной силой к стенке вокруг круга. Я наслаждалась ощущениями от сильного давления. Какой-нибудь умный учитель смог бы превратить это в урок физики, чтобы объяснить, что такое центробежная сила.

Изучение физики на примере карусели «Сюрприз» было бы эффективным для меня, но бесполезным для ребенка, одержимого Гарри Поттером. Дженнифер построила модель Парфенона, чтобы обучить азам геометрии ребенка, чьим специальным интересом была греческая мифология. Для математики начального уровня тот же ребенок мог бы считать различных мифологических персонажей. А чтобы мотивировать ребенка читать, прекрасно подойдут книги о мифологии.

temple_grandin_01

Темпл Грандин смогла превратить свой специальный интерес к животным в профессию и стала успешным специалистом по скотоводству и поведению животных.

Шаг второй: Узнайте как можно больше информации о специальном интересе ребенка — в противном случае ребенка будет раздражать, что учитель (или родитель) ничего не знает на эту тему. Когда я была маленькой, моей страстью были воздушные змеи и самолеты, а в старших классах это были лошади. Однако когда я посетила ранчо моей тети, я заинтересовалась индустрией скотоводства. Моя страсть к моему специальному интересу стала моей мотивацией и помогла стать всемирно известным экспертом по скотоводству и дизайну помещений для скота. Мой специальный интерес стал моей карьерой.

Шаг третий: Ищите любую возможность, чтобы превратить специальный интерес ребенка в повод для учебы! Мой интерес к воздушным змеям можно было использовать для изучения математики во многих ситуациях. Ребенок, который любит мифологию, будет мотивирован совершенствовать свои навыки чтения, чтобы читать взрослые книги о мифах.

Мы должны приручить эту огромную силу мотивации, которая кроется за специальными интересами ребенка. Использование специальных интересов для образования людей с аутизмом – это беспроигрышный сценарий. В конце концов, страсть ребенка – это открытое приглашение для учителей и родителей повысить его заинтересованность и готовность получать образование. И если это произойдет, то ребенок сможет поразить нас всех.

Ссылки

O’Toole, Jennifer Cook. 2012. Asperkids. Philadelphia: Jessica Kingsley Publishers.

Kamkwamba, W. 2009. The Boy Who Harnessed the Wind. New York: William Morrow.

Montgomery, S. 2012. Temple Grandin. New York: Houghton Mifflin Books for Children.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».