Вопрос-ответ. «Таблица чувств»: как помогать ребенку с аутизмом с эмоциональной саморегуляцией
Описание методики для профилактики нервных срывов у ребенка и того, как применять ее с учениками школьных классов
Источник: Aspergers 101
Взрослые могут остановить эскалацию негативных чувств у ребенка, при условии, что тот может им о них сообщить. Для этого можно поговорить с учеником о проблеме или предоставить ему возможность заняться чем-нибудь успокаивающим. Однако очень часто ученикам с РАС трудно выразить свои чувства, и окружающие ничего о них не знают до тех пор, пока не станет слишком поздно. «Таблица чувств» может стать эффективной визуальной подсказкой для выражения своих эмоций. Очень часто дети могут воспользоваться такой таблицей даже без слов.
Таблица чувств в вашем классе
Для того, чтобы таблица чувств стала эффективной стратегией, нужно объяснить ребенку, какое именно чувство представлено на каждом уровне. В чем разница между «все отлично» и «у меня проблема»?
Для того, чтобы связать каждый пункт таблицы с чувством, вам нужно прибегнуть к прямым объяснениям. Занятия с такими объяснениями можно проводить по-разному, в том числе, можно использовать различные предметы, фотографии самого ребенка и других людей.
В начале такого занятия вы можете описать определенное чувство или эмоцию с помощью изображений людей, сценариев каких-то конкретных ситуаций или видеороликов. Во время такого занятия ученики могут отвечать на вопросы или проигрывать различные сценарии.
Затем педагог может проверить, хорошо ли его поняли. Например, он может поставить пять корзинок с надписями из таблицы, а затем попросить ребенка бросать мячики или мешочки с крупой в нужную корзинку в ответ на изображение, описание ситуации или видео.
Как только ученики поймут смысл каждой графы, они смогут использовать таблицу наиболее эффективно.
Пример из личного опыта
Когда я пришла для консультации в незнакомый класс, учительница сказала, что один из детей часто и сильно расстраивается, но она не понимает, что с этим делать. Я никогда не встречала этого ученика, но я положилась на визуальную поддержку, чтобы оценить ситуацию и определить наилучшие шаги.
Я открыла свой компьютер и показала ученику таблицу чувств, кратко объяснив значение каждой графы. Потом я спросила его, какой уровень соответствует тому, что он сейчас чувствует. В шкале от 1 до 5, где 5 – это самые сильные негативные эмоции и близость к нервному срыву, он выбрал цифру 4. Дословно он сказал: «Я на цифре 4, и я понятия не имею, что делать».
Этот мальчик не кричал, никого не бил и не разбрасывал вещи. Но внутренне он был на четвертом уровне – очень высокой степени фрустрации.
На этом примере вы видите, что таблица чувств выполняет две цели:
1. Помогает ученику сообщить, что он сейчас чувствует, и, что еще важнее,
2. Помогает ученику определить, какую стратегию выбрать, чтобы успокоиться.
Даже в подобном взбудораженном состоянии этот мальчик смог перечислить несколько стратегий, которые помогают ему успокоиться. Мы записали эти действия с столбик рядом с колонкой чувств. Мальчик выбрал следующие стратегии:
почитать книгу о планетах, потеребить что-нибудь в руках, попить воды. Так таблица чувств превратилась не просто в способ коммуникации, но и в подсказку о том, что можно сделать с этими чувствами.
Образец таблицы чувств
Вы можете оформить таблицу чувств в любом текстовом редакторе. Образец таблицы в формате pptx можно скачать здесь.
Как использовать таблицу чувств в классе
Когда вы уже сделали индивидуальную таблицу чувств для аутичного ребенка, то нужно регулярно использовать ее для профилактики нервных срывов и проблемного поведения, а также для деэскалации поведенческих взрывов.
Как и в случае любой другой стратегии, важно обучать тому, как ею пользоваться, и регулярно возвращаться к ей. Причем важно делать это, когда ребенок спокоен, и у него нет проблем в данный момент.
Важно, чтобы ребенок привык работать с таблицей, когда его мозг в «хорошей форме», и он может рассуждать рационально. В противном случае таблица будет ассоциироваться с проблемными ситуациями, и она будет вызывать негативные чувства.
– Обычно лучшее время для применения таблицы чувств – утром, до начала уроков. Если у ребенка не возникло проблем дома или по дороге, это обычно лучшее время для определения «отправной точки».
– В зависимости от возраста и навыков ребенка, можно оформить таблицу чувств как отдельную папку с описанием чувств, или же это может быть отдельный листок в рабочей тетради ребенка. Можно совместить эти два способа оформления.
– Можно ежедневно повторять с ребенком его стратегии для самоуспокоения, для закрепления их можно сопровождать проигрышем по ролям.
С помощью «таблицы чувств» учитель с утра может оценить, в каком состоянии находится ученик, и действовать соответственно.
В ответ на результат таблицы учитель может поощрять и акцентировать позитивные чувства или же оказать поддержку, если есть проблема. В последнем случае помогите ученику выбрать одно из успокаивающих занятий, которое лучше всего подходит для нынешней ситуации.
В течение дня находите возможности для использования таблицы чувств, чтобы предотвратить потенциальные проблемы.
По моему опыту работы со шкалой от 1 до 5 (где 1 – быть очень спокойным и счастливым), как только ученик доходит до 4 или 5, успокоиться ему уже будет очень сложно. Так что очень важно вмешиваться, как только ученик доходит до 3, когда вероятность, что он сможет успокоиться, еще очень высока.
Таблицу чувств также можно использовать для подведения итогов в конце дня. На основе таблицы можно обсуждать с учеником, что сработало, а что нет, и составлять улучшенные планы на следующий учебный день.
Помните, что важно обращаться к таблице чувств, кода ученик спокоен и доволен. Чем чаще мы отмечаем и акцентируем такие моменты, тем проще нам поддерживать более позитивный настрой.
Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».