09.11.19

Исследование. Связь между аутизмом и риском суицида

У многих людей с аутизмом встречаются мысли о суициде, при этом им может быть сложнее обратиться за помощью. Некоторые ученые пытаются определить риски и возможные подходы с учетом потребностей аутичных людей

Автор: Марина Саррис / Marina Sarris
Источник: Interactive Autism Network, Kennedy Krieger Institute

 

 

А., химик средних лет, попал в неотложное отделение больницы в американском городе Балтиморе после попытки суицида. По его словам, он был «в полной депрессии». Его уволили после того, как он швырнул стулом в начальника, и это был далеко не первый его нервный срыв на работе. После госпитализации врачи обратили внимание на его чрезмерную ригидность, социальную неловкость и то, что он избегал взгляда в глаза. После беседы с родителями о его детстве психиатры остановились на неожиданном для всех диагнозе. Помимо психиатрических проблем у А. было расстройство аутистического спектра (1).

Исследователи и врачи все больше обращают внимание на возможную связь между аутизмом и суицидальностью – мыслями, планами и действиями, связанными с самоубийством. Суицид – это вторая по распространенности причина смерти для подростков и молодых людей в США и других странах (2-5). Только в США почти 6 000 молодых людей погибли из-за суицида в 2015 году, еще больше людей думали о самоубийстве или предпринимали суицидальные попытки (6).

Суицид является острой проблемой общественного здравоохранения и все больше ученых хотят понять, как эта проблема влияет на людей с расстройством аутистического спектра (РАС). Исследования показывают, что для людей с аутизмом существует более высокий риск суицидальных мыслей, планов или действий, чем для населения в целом, хотя данные о том, насколько этот риск выше, сильно разнятся в зависимости от исследования (5,7-14). Доказательства того, что суицид связан с аутизмом «очень сильны и постоянно растут», к такому выводу пришли два ученых, которые сделали обзор 13 исследований по данной проблеме (12).

«Это очень грустно, и это шокирует», – говорит доктор Алисия Халладэй из Фонда науки об аутизме в подкасте 2018 года под названием «Отрезвляющая статистика по суициду».

Факторы риска суицида при РАС

Что же стоит за этой «отрезвляющей статистикой»? Некоторые факторы риска по суициду для населения в целом гораздо чаще встречаются среди людей с аутизмом. Правда, ученые не знают, влияют ли эти факторы на людей с РАС таким же образом (12). Вот некоторые примеры таких факторов:

– Дети с аутизмом гораздо чаще страдают от травли со стороны сверстников по сравнению с их братьями и сестрами без аутизма (15). Исследования показывают, что и те, кто участвует в травле, и их жертвы подвержены повышенному риску суицидальных мыслей и попыток (16).

– Среди людей с аутизмом наблюдается гораздо более высокий уровень безработицы или занятости, не соответствующей уровню возможностей, по сравнению с населением в целом (17-19).

– Подростки и взрослые с аутизмом гораздо чаще испытывают депрессию и социальную изоляцию (14, 20-22).

Например, исследование 2015 года среди взрослых с аутизмом, проведенное в американском штате Северная Каролина, показало, что по сравнению с взрослыми людьми без аутизма среди них в два раза чаще встречается депрессия и тревожные расстройства и в восемь раз чаще биполярное расстройство. Они также в пять раз чаще предпринимали попытки суицида. Для сравнения, примерно 1 человек с аутизмом из 56 совершал попытку суицида по сравнению с 1 человеком из 313 среди взрослого населения в целом (14). Другое исследование, проведенное в Швеции, показало, что риск смерти в результате суицида был в семь раз выше для людей с аутизмом по сравнению с населением в целом (13).

Исследования о суициде при аутизме до сих пор находятся на ранних стадиях. Некоторые исследования относительно маленькие, что не позволяет делать глобальных выводов, либо они включают только взрослых или людей с синдромом Аспергера, исключая подростков и людей с более сложными формами аутизма (23).

Раскопки в медицинских картах

Некоторые исследования выделяются дотошностью, в первую очередь, это относится к анализу национальных баз данных или крупных выборок медицинских записей.

В Швеции исследователи смогли выявить медицинские записи 54 000 людей с аутизмом, которые велись с 1987 по 2013 год. Они сравнили их с медицинскими записями схожих людей без аутизма. (Ученым важно проводить сравнение с «контрольной» группой, чтобы определить влияние конкретного расстройства или лечения). Среди людей с аутизмом суицидальные попытки и суициды встречались чаще, чем в контрольной группе, даже если ученые учитывали влияние депрессии и синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) (5).

Более того, повышенный риск суицидального поведения существует не только для самих людей с аутизмом, но и для их ближайших членов семьи – родителей, братьев и сестер, детей. По мнению шведских ученых, это может объясняться повышенным риском различных психиатрических проблем в таких семьях (5).

Согласно шведскому исследованию, среди людей с аутизмом самый большой риск суицида был у людей без интеллектуальных нарушений. При этом риск для женщин был выше, чем для мужчин.

Другие исследования показали повышенный риск депрессии (22, 24, 25) и суицида (13) в той же подгруппе – людей в спектре аутизма с нормальным уровнем интеллекта. Некоторые ученые предполагают, что люди с более «высокофункциональным» аутизмом могут быть подвержены повышенному риску суицида из-за высокого уровня психиатрических проблем в сочетании с осознанием своих отличий от других людей и социальной изоляцией (12, 13).

С другой стороны, вполне возможно, что ученые просто больше знают про риск для людей с более мягкими формами аутизма, потому что именно среди них проводится большинство исследований, а люди, на «которых аутизм влияет в более значительной степени», просто не включаются в исследования (26).

Может ли сам по себе аутизм быть фактором риска?

Может ли само по себе наличие аутизма быть фактором риска для суицидальной попытки? Да, согласно исследованию, проведенному в Тайване. Ученые сравнивали две группы подростков и молодых людей – с аутизмом или схожими расстройствами и без аутизма. Среди подростков и молодых людей чаще всего встречаются суицидальные мысли (27). На начало исследования ни у кого из 5 600 людей с аутизмом или 22 500 людей из контрольной группы не было суицидального поведения в анамнезе. Исследователи наблюдали за ними в течение 3-10 лет, а когда в 2011 году исследование завершилось, они провели сравнение по зарегистрированным случаям суицидальных попыток. Почти 4% людей в группе с аутизмом совершали попытки суицида по сравнению с менее чем 1% в контрольной группе (8). Вполне предсказуемо подростки и взрослые с аутизмом также чаще имели СДВГ, интеллектуальную инвалидность, тревожные расстройства, депрессию и биполярное расстройство по сравнению с контрольной группой (8).

Поскольку некоторые психиатрические расстройства повышают риск суицида, исследователи принимали их во внимание в анализе результатов исследования. По результатам их анализа, аутизм сам по себе «является независимым фактором риска для попытки суицида независимо от присутствия психиатрических расстройств, включая депрессию, биполярное расстройство и зависимость от алкоголя и других психоактивных веществ» (8). Тайваньские ученые призывают врачей заниматься мониторингом «симптомов, связанных с суицидом», а также других психических и поведенческих расстройств среди пациентов с аутизмом.

Как с этим связаны проблемы социальной коммуникации?

Хотя тайваньское исследование показало, что аутизм повышает риск суицида, согласно результатам британского исследования, это не так. Британские исследователи обнаружили, что риск суицида среди подростков повышают некоторые характеристики аутизма, но не обязательно сам аутизм. Ученые проводили исследование среди 5 000 британских детей, за которыми наблюдали от рождения до 16 лет. К возрасту 16 лет низкие навыки социальной коммуникации были самым большим фактором риска для суицидальных мыслей, планов и поведения по сравнению с подростками, у которых не было подобных проблем (9).

Проблемы социальной коммуникации – это один из двух основных симптомов аутизма, но они не обязательно означают, что у человека есть аутизм. Исследователи не нашли «никаких доказательств» связи риска суицида и диагноза «аутизм» самого по себе. Тем не менее, уровень диагностики РАС среди подростков в данном исследовании был низким, что делало анализ «неточным» (9).

Исследование показало, что не удивительно, связь между депрессией и суицидальным поведением. Низкие навыки социальной коммуникации у детей были связаны с повышенным риском симптомов депрессии в возрасте 12 лет. Это, в свою очередь, повышало риск суицидального поведения в возрасте 16 лет (9).

Исследования среди пациентов психиатрических отделений

В США другая группа ученых провела исследование среди подгруппы людей с аутизмом, которые, теоретически, должны быть подвержены наибольшему риску – подростки и молодые люди с аутизмом, которые поступали в психиатрические отделения больниц (23).

Исследователи проанализировали информацию, предоставленную родителями 107 пациентов, все они могли говорить. Семьи сообщили, что 22%, то есть 1 из 5 молодых людей «часто» или «очень часто» говорили о смерти или суициде не менее чем несколько дней подряд. У многих из них были нарушения настроения или повышенная тревожность. Все поступали в психиатрические отделения, которые участвуют в исследовательском проекте по сбору информации о пациентах с аутизмом в стационарах.

Конечно, эти результаты могут сильно отличаться от результатов среди молодых людей с аутизмом, которые не поступали в больницы из-за проблем с психическим здоровьем. Например, внебольничные исследования показали гораздо более низкий уровень суицидальных мыслей (28, 29). Кроме того, частые разговоры о смерти могут быть связаны со склонностью к повторяющемуся поведению и всепоглощающим интересам, и тогда это скорее проявление аутизма, чем суицидального поведения (30). (Сильная сосредоточенность на одной теме или предмете – симптом аутизма).

Как определить тех людей с аутизмом, которые нуждаются в помощи

Некоторые исследователи работают над тем, чтобы помочь врачам лучше определять людей с аутизмом, которые нуждаются в помощи в связи с риском суицида.

Клинические психологи Лиза Хоровиц и Одри Терм из Национального института психического здоровья США говорят, что они готовят тестирование опросника для определения риска суицида при аутизме.

Опросник ASQ («Спросите о суициде – скрининговые вопросы») был успешно протестирован среди детей и подростков с типичным развитием. Доктор Хоровиц и ее команда показали в исследовании 2012 года, что этот опросник помогает выявить риск суицида у детей в отделениях неотложной помощи (31). Например, подростков спрашивают, появлялось ли у них в последнее время желание умереть, чувствовали ли они, что их семье будет лучше, если они умрут, и были ли у них мысли о том, чтобы убить себя. Если пациенты отвечают «да» на любой из этих четырех вопросов, то их спрашивают, есть ли у них мысли о суициде «в данный момент». Ответ «да» на любой из этих вопросов требует дополнительной оценки по риску суицида и безопасности.

«Во время этого исследования, – вспоминает доктор Хоровиц, – мне позвонила психолог из Торонто, которая хотела узнать, включали ли мы пациентов с расстройством аутистического спектра и интеллектуальной инвалидностью в исследование. Я ответила ей, что нет. Она сообщила, что есть огромная потребность в скрининговых инструментах для этой популяции. Мы решили, что нам нужно отдельное исследование, чтобы определить, подойдет ли ASQ для людей с аутизмом».

Институт Кеннеди Кригера, больница для детей и подростков с нарушениями развития и неврологическими расстройствами, провел предварительное исследование по применению ASQ в 2017 году (32). Медсестры предлагали скрининг на риск суицида пациентам в возрасте от 8 лет и старше во время приема в амбулаторных отделениях. (Родители могли дать согласие за ребенка или отказаться от скрининга). Если результаты скрининга показывали риск, то врач или медсестра проводили более детальную оценку или обращались к психологу или социальному работнику за консультацией.

У почти 14% пациентов с аутизмом были положительные результаты скрининга, по сравнению с 5% пациентов клиник с другими медицинскими проблемами. «Я была удивлена тому насколько выше был этот уровень в клинике аутизма по сравнению с клиникой педиатрических нарушений развития и клиникой неврологии», – говорит одна из исследователей, доктор Сюзанна В. Рыбцински, директор по медицинским услугам Института.

Доктор Рыбцински отмечает, что родители часто боятся вопросов про суицид – они считают, что это может побудить ребенка задуматься об этом. Тем не менее, она подчеркивает: «Все исследования говорят о том, что это не так. Разговор на эту тему не может внушить идею о суициде».

Что делать, если кто-то говорит о суициде?

Доктор Хоровиц призывает всех родителей обращать внимание на любой случай, когда ребенок упоминает суицид. «Любое упоминание суицида следует воспринимать серьезно, и ему обязательно нужно уделять внимание, – говорит она. – Хотя сам суицид – это очень редкое явление, если у ребенка есть суицидальные мысли, если он хочет убить себя, то крайне важно сказать ему: “Ты упомянул, что думаешь о том, что хочешь умереть или убить себя. Это хорошо, что ты об этом рассказал, я отношусь к этому очень серьезно. Для меня самое главное – это твоя безопасность, я хочу помочь тебе”».

«Главное, не оставляйте его в одиночестве. И если вас беспокоит его безопасность – срочно обращайтесь за психиатрической помощью», – рекомендует она. Также можно связаться с телефоном доверия или другой службой, которая специализируется на профилактике суицидов.

Не только членам семьи нужно обращать внимание на возможные симптомы депрессии и суицидальные мысли у людей с аутизмом. Медицинские работники должны «проявлять бдительность в отношении суицидального поведения» у людей с аутизмом (5).

Врачам рекомендуется занимать активную позицию с этими пациентами, считает Пол Х. Липкин, педиатр, который специализируется на неврологических заболеваниях и нарушениях развития. «Они должны помнить о скрининге на суицид, чтобы выявить возможные проблемы на ранней стадии, нужно начать психиатрическое лечение до эскалации ситуации», – говорит доктор Липкин, который участвовал в исследованиях суицида и аутизма.

Конечно, социальные и коммуникативные проблемы часто мешают людям в спектре аутизма обратиться за помощью, и часто окружающим труднее заметить их состояние.

«Невыносимо думать о людях с аутизмом, которые чувствуют себя запертыми в ловушке нарушений социальной коммуникации, они не в состоянии обратиться за помощью, и у них нет той социальной сетки безопасности, которая обычно есть у людей без аутизма», – говорит доктор Халладэй, руководитель по научным исследованиям Фонда науки об аутизме.

Будущее научных исследований

Дэррен Хэдли и Мирко Ульяревик, исследователи аутизма, сделали обзор 13 существующих исследований по этой теме, и они пришли к выводу, что необходимо дополнительное изучение того, что приводит к повышенному риску (12). Они призывают проводить дополнительные исследования роли тяжести симптомов РАС и уровня интеллекта в связи с риском суицида – нужно определить, действительно ли люди с «высокофункциональным аутизмом» подвержены более высокому риску, чем люди с другими формами аутизма.

Будущие исследования также должны разобраться с противоречивыми данными о том, различается ли риск суицида для мужчин и женщин с РАС. Также нужны дополнительные исследования о том, что лучше всего помогает снизить риск суицида для людей с аутизмом (12).

«Мы должны определить, что могут сделать ученые, чтобы оказать наилучшую помощь тем, кто находится в кризисной ситуации, – говорит доктор Халладэй, – потому что мы не можем по умолчанию считать, что стратегии помощи тем, кто думает о суициде, должны быть одинаковы для всех».

Ссылки:

Spencer, L., Lyketsos, C. G., Samstad, E., Dokey, A., Rostov, D., & Chisolm, M. S. (2011). A suicidal adult in crisis: An unexpected diagnosis of autism spectrum disorder. The American Journal of Psychiatry, 168(9), 890-892. doi:10.1176/appi.ajp.2011.10091261 [doi] Abstract.

National Center for Injury Prevention and Control. (2018). Suicide rising across the US: More than a mental health concern. https://www.cdc.gov/vitalsigns/suicide/

World Health Organization. (2018). Suicide: Key facts. http://www.who.int/en/news-room/fact-sheets/detail/suicide
Centers for Disease Control and Prevention (CDC). (2018). National suicide statistics. https://www.cdc.gov/violenceprevention/suicide/statistics/index.html

Hirvikoski, T., Boman, M., Chen, Q., D’Onofrio, B., Mittendorfer-Rutz, E., Lichtenstein, P., . . . Larsson, H. (2018). (2018). Suicidality and familial liability for suicide in autism: A population based study. Paper presented at the International Society for Autism Research 2018 Annual Meeting Program Book and Abstract Book, Rotterdam, Netherlands. Retrieved from https://insar.confex.com/insar/2018/webprogram/Paper26787.html

National Institute of Mental Health. (2017). Ask suicide-screening questions toolkit: Screening youth for suicide in medical settings. Retrieved from https://www.nimh.nih.gov/labs-at-nimh/asq-toolkit-materials/index.shtml

Cassidy, S., Bradley, L., Shaw, R., & Baron-Cohen, S. (2018). (2018). Suicidality and non-suicidal self-injury in adults with autism spectrum conditions. Paper presented at the International Society for Autism Research 2018 Annual Conference Program Book and Abstract Book, Rotterdam, Netherlands.

Chen, M. H., Pan, T. L., Lan, W. H., Hsu, J. W., Huang, K. L., Su, T. P., . . . Bai, Y. M. (2017). Risk of suicide attempts among adolescents and young adults with autism spectrum disorder: A nationwide longitudinal follow-up study. The Journal of Clinical Psychiatry, 78(9), e1174-e1179. doi:10.4088/JCP.16m11100 [doi] Abstract.

Culpin, I., Mars, B., Pearson, R. M., Golding, J., Heron, J., Bubak, I., . . . Rai, D. (2018). Autistic traits and suicidal thoughts, plans, and self-harm in late adolescence: Population-based cohort study. Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry, 57(5), 313-320.e6. doi:S0890-8567(18)30104-7 [pii]

Richa, S., Fahed, M., Khoury, E., & Mishara, B. (2014). Suicide in autism spectrum disorders. Archives of Suicide Research : Official Journal of the International Academy for Suicide Research, 18(4), 327-339. doi:10.1080/13811118.2013.824834 [doi] Abstract.

Jackson, S. L. J., Hart, L., Brown, J. T., & Volkmar, F. R. (2018). Brief report: Self-reported academic, social, and mental health experiences of post-secondary students with autism spectrum disorder. Journal of Autism and Developmental Disorders, 48(3), 643-650. doi:10.1007/s10803-017-3315-x

Hedley, D., & Uljarevic, M. (2018). Systematic review of suicide in autism spectrum disorder: Current trends and implications doi:10.1007/s40474-018-0133-6

Hirvikoski, T., Mittendorfer-Rutz, E., Boman, M., Larsson, H., Lichtenstein, P., & Bolte, S. (2016). Premature mortality in autism spectrum disorder. British Journal of Psychiatry, 208(3), 232-238. doi:DOI: 10.1192/bjp.bp.114.160192. Abstract.

Croen, L. A., Zerbo, O., Qian, Y., Massolo, M. L., Rich, S., Sidney, S., & Kripke, C. (2015). The health status of adults on the autism spectrum. Autism : The International Journal of Research and Practice, 19(7), 814-823. doi:10.1177/1362361315577517 [doi] Abstract.

Zablotsky, B., Bradshaw, C. P., Anderson, C. M., & Law, P. (2014). Risk factors for bullying among children with autism spectrum disorders. Autism : The International Journal of Research and Practice, 18(4), 419-427. doi:10.1177/1362361313477920 [doi] Abstract.

Holt, M. K., Vivolo-Kantor, A. M., Polanin, J. R., Holland, K. M., DeGue, S., Matjasko, J. L., . . . Reid, G. (2015). Bullying and suicidal ideation and behaviors: A meta-analysis. Pediatrics, 135(2), e496-509. doi:10.1542/peds.2014-1864 [doi] Abstract.

Hannon, G., & Taylor, E. P. (2013). Suicidal behaviour in adolescents and young adults with ASD: Findings from a systematic review. Clinical Psychology Review, 33(8), 1197-1204. doi:10.1016/j.cpr.2013.10.003 [doi]

Hedley, D., Uljarevic, M., Cameron, L., Halder, S., Richdale, A., & Dissanayake, C. (2017). Employment programmes and interventions targeting adults with autism spectrum disorder: A systematic review of the literature. Autism : The International Journal of Research and Practice, 21(8), 929-941. doi:10.1177/1362361316661855 [doi] Abstract.

Roux, A. M., Rast, J. E., Anderson, K. A., & Shattuck, P. T. (2016). National autism indicators report: Vocational rehabilitation. Philadelphia, PA: Life Course Outcomes Research Program, A.J. Drexel Autism Institute, Drexel University.

Charlot, L., Deutsch, C. K., Albert, A., Hunt, A., Connor, D. F., & McIlvane, W. J.,Jr. (2008). Mood and anxiety symptoms in psychiatric inpatients with autism spectrum disorder and depression. Journal of Mental Health Research in Intellectual Disabilities, 1(4), 238-253. doi:10.1080/19315860802313947 [doi] Abstract.

Stewart, M. E., Barnard, L., Pearson, J., Hasan, R., & O’Brien, G. (2006). Presentation of depression in autism and asperger syndrome: A review. Autism : The International Journal of Research and Practice, 10(1), 103-116. doi:10/1/103 [pii]

Hudson, C. C., Hall, L., & Harkness, K. L. (2018). Prevalence of depressive disorders in individuals with autism spectrum disorder: A meta-analysis. Journal of Abnormal Child Psychology, doi:10.1007/s10802-018-0402-1 [doi]
Horowitz, L. M., Thurm, A., Farmer, C., Mazefsky, C., Lanzillo, E., Bridge, J. A., . . . Autism and Developmental Disorders Inpatient Research Collaborative (ADDIRC). (2017). Talking about death or suicide: Prevalence and clinical correlates in youth with autism spectrum disorder in the psychiatric inpatient setting. Journal of Autism and Developmental Disorders, doi:10.1007/s10803-017-3180-7 [doi] Abstract

Greenlee, J. L., Mosley, A. S., Shui, A. M., Veenstra-VanderWeele, J., & Gotham, K. O. (2016). Medical and behavioral correlates of depression history in children and adolescents with autism spectrum disorder. Pediatrics, 137 Suppl 2, S105-14. doi:10.1542/peds.2015-2851I [doi]

Mayes, S. D., Calhoun, S. L., Murray, M. J., Ahuja, M., & Smith, L. A. (2011). Anxiety, depression, and irritability in children with autism relative to other neuropsychiatric disorders and typical development. Research in Autism Spectrum Disorders, 5(1), 474-485. doi:http://dx.doi.org/10.1016/j.rasd.2010.06.012

Siegel, M., Smith, K. A., Mazefsky, C., Gabriels, R. L., Erickson, C., Kaplan, D., . . . Autism and Developmental Disorders Inpatient Research Collaborative (ADDIRC). (2015). The autism inpatient collection: Methods and preliminary sample description. Molecular Autism, 6, 61-015-0054-8. eCollection 2015. doi:10.1186/s13229-015-0054-8 [doi] Abstract.

National Center for Injury Prevention and Control. (2015). Suicide facts at a glance 2015. Retrieved from https://www.cdc.gov/violenceprevention/pdf/suicide-datasheet-a.pdf

Mayes, S. D., Gorman, A. A., Hillwig-Garcia, J., & Syed, E. (2013). Suicide ideation and attempts in children with autism. Research in Autism Spectrum Disorders, 7(1), 109-119. doi:https://doi.org/10.1016/j.rasd.2012.07.009

Storch, E. A., Sulkowski, M. L., Nadeau, J., Lewin, A. B., Arnold, E. B., Mutch, P. J., . . . Murphy, T. K. (2013).
The phenomenology and clinical correlates of suicidal thoughts and behaviors in youth with autism spectrum disorders. Journal of Autism and Developmental Disorders, 43(10), 2450-2459. doi:10.1007/s10803-013-1795-x [doi]
American Psychiatric Association. (2013). Diagnostic and statistical manual of mental disorders (5th ed.). Arlington, VA: American Psychiatric Association.

Horowitz, L. M., Bridge, J. A., Teach, S. J., Ballard, E., Klima, J., Rosenstein, D. L., . . . Pao, M. (2012). Ask suicide-screening questions (ASQ): A brief instrument for the pediatric emergency department. Archives of Pediatrics & Adolescent Medicine, 166(12), 1170-1176. doi:10.1001/archpediatrics.2012.1276 [doi]

Rybczynski, S., Lipkin, P. H., & Vasa, R. (2018). (2018). Suicide screening in neurodevelopmental and autism clinics: Early data and implications. Paper presented at the International Society for Autism Research 2018 Annual Meeting, Rotterdam, Netherlands. , May 11, 2018.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».