28.12.13

Вопрос-ответ. «Спроси Азимову»: про восприятие речи, вокализации и компьютерные приложения при аутизме

Русскоязычный поведенческий аналитик и специалист по инклюзии детей с аутизмом отвечает на вопросы

 

aba-azimova

 

Марина Азимова — магистр педагогических наук, магистр в области социальной работы, доцент Московского городского психолого-педагогического университета, сертифицированный поведенческий аналитик, образовательный консультант, научный сотрудник Центра для детей с особыми потребностями (Коннектикут, США), член Международной ассоциации поведенческих аналитиков и специалист инклюзивного образования детей с аутизмом.

Она является супервизором двух классов поддержки для детей с аутизмом в Москве, работа в которых построена в рамках подхода прикладного анализа поведения (АВА) и которые поддерживает Фонд «Выход» — инклюзивного класса при школе №1465 и класса подготовки к школе при ЦПМССДиП МГППУ (школа «Кашенкин луг»). На странице последнего проекта Марина отвечает на вопросы желающих об аутизме, поведенческом подходе и инклюзии.

Вопрос: У меня есть такая проблема, что я очень хорошо говорю, но очень плохо понимаю речь других людей. Я научилась справляться с этим просто кивая, соглашаясь и отвечая шаблонными фразами, но я очень часто попадаю из-за этого в нелепые ситуации, потому что могу ответить то, что совершенно не соответствует чужим словам, так как я восстанавливаю смысл по обрывкам слов, которые я разбираю. Из-за этого я часто соглашаюсь на что-то даже не понимая, на что согласилась. Не могу слушать лекции вообще, не могу вести конспекты, так как пишу очень медленно, а на слух лектора вообще не воспринимаю. Я знаю, что конспекты многим вести тяжело, но я совершенно не могу воспринимать лекции. Поэтому я не могу продолжить свое образование. И еще, у меня такая проблема, что я часто забываю все, что обсуждалось устно. Я помню что-то, если это прочитала. Но если я говорю с кем-то, то через пять минут я уже не помню никаких договоренностей вообще, и не смогу вспомнить, этого просто уже нет в моей голове. И из-за этого у меня тоже проблемы, потому что меня часто считают из-за этого совершенно безответственной. Может быть, есть какие-то упражнения или методики, чтобы улучшить внимание к тому, что говорят другие люди. Буду очень благодарна.

Ответ: Ваш вопрос весьма типичен для многих аутистов, которые слуховую информацию в принципе воспринимают с трудом. Это причина, по которой я всегда прошу тех, кто работает с людьми, у которых диагностированы РАС, использовать визуальные подсказки и не говорить многосложно. Теперь попробуем разобраться с вашими проблемами объективно. Я не могу сказать, как вам научиться понимать устную речь, но я попробую предложить вам пару практических советов. Для начала приобретите портативный диктофон, и вы сумеете важные разговоры и лекции (с разрешения) записывать, чтобы потом прослушать и законспектировать в том темпе, который вам удобен. Второе, сделайте себе карточки размером с визитку, и давайте иx тем с кем вы ведёте разговоры: «Мне трудно воспринимать устную речь. Говорите, пожалуйста, медленнее и короткими фразами, если можно. Спасибо за понимание». Если вы в ситуации, где невозможно, воспользоваться карточкой, не бойтесь переспрашивать. Когда-то, приеxав в США, я не понимала быстрой речи американцев и переспрашивала раз по 8-10 — понимающие люди, как правило, не обижались и старались помочь. Удачи вам.

Вопрос: Здравствуйте, Марина! Моему сыну аутисту на днях исполниться 20 лет. Диагноз поставили в 3 года. До 9 лет наблюдались в Центре психического здоровья на Каширском шоссе в Москве, два раза в год ездили на консультации. Закончил школу, обучался по индивидуальной программе, занятия проходили в классе, в школе, не в домашней обстановке. Умеет читать, писать, считать, речь не развита, говорит штампами. Не агрессивен, приучен к режиму, остается дома один, без присмотра, хорошо владеет компьютером как пользователь, научился работе с ним сам. С 12 лет нас мучают вокализмы, все идет по нарастающей, сейчас добавились подергивания носом, шеей. Дома если чем-то занят, не так заметно. Когда выходим на прогулки, все усиливается. Постоянные кивки головой, выкрики. Принимали Рисполепт, финлепсин. Если дозы увеличивать, он засыпает днем несколько раз и ходит заторможенный весь день. Наш психиатр в поликлинике говорит, что от этого теперь трудно избавиться. Как-то можно подкорректировать такое состояние, или на фоне основного заболевания этого трудно добиться?

Ответ: Задача не из лёгких. Когда подобного рода вещи происходят с высокофункционирующими молодыми людьми в этом возрасте, можно пробовать когнитивно-поведенческую терапию. С другими часто помогают медикаменты, но тут требуется умный психиатр, который будет пробовать различные варианты (препаратов, доз, комбинаций), пока не подберёте совместно нужный для вашего сына вариант. Или можно попробовать (как вы выразились — «когда он чем-то занят») способы держать его «занятым». Например, дать ему плеер с музыкой и наушники, чтобы в руках нёс его и слушал приятные для него мелодии… Ну или что-то в таком духе: занять руки и дать какие-то ощущения, отвлекающие от вокализации. Подумайте — может быть, вспомните что-нибудь из арсенала его интересов.

Вопрос: Хотела узнать ваше мнение вот по какому вопросу: с какого возраста целесообразно учить ребенка пользоваться специальными программами на айпаде в качестве способа коммуникации. Поясню. У нас растет дочка, ей почти четыре года, аутизм. Говорить начала недавно, звуки даются ей с большим трудом: почти невозможно разобрать, в качестве отягчающего обстоятельства — двуязычная языковая среда. Очень хорошо пользуется карточками PECS — составляет фразу «я хочу» и приносит ее человеку, от которого хочет получить желаемое, сама составляет и активно пользуется визуальным расписанием, с айпадом, как и многие дети ее возраста, обращается искуснее родителей… Мы недавно узнали про программу Proloquo2go, есть соблазн установить ее дочке на айпад, но меня гложут сомнения, 4 года — не слишком ли рано? Волнуют еще вопросы безопасности — вряд ли мы сможем дать дочке айпад в садик и в школу. Но возможно, даже занятия дома с этой программой могли бы ей помочь? Что вы можете посоветовать в данном случае?

Ответ: Proloquo2go — это отличная программа. 4 года — это совсем не рано. Но нужно будет поработать: набрать ей все нужные категории («папки»), а в каждую из ниx загнать лексикон в достаточном объёме. Ну и конечно научить её навигации, что, судя по вашим рассказам, не займёт долгое время.

Вы можете задать вопрос Марине Азимовой, прислав его по адресу: aba.klass@gmail.com Вопросы и ответы на них публикуются в открытом доступе в Интернете.