21.04.14

Записки аутиста. Советы аутиста: десять рекомендаций учителям

Советы по обучению детей с аутизмом на основе личного опыта

Автор: Лидия Уэйман / Lydia Wayman
Источник: Autistics Speaks

 

childtoteach

 

Вокруг так много дезинформации и мифов в отношении людей с инвалидностью, и это относится и к аутизму. Последнее время я часто читала комментарии от учителей или тех, кто собирается учить, которые вызывали у меня возмущение. В своем обычном стиле я написала список из десяти пунктов, чтобы развеять некоторые мифы о таких людях как я.

1. Люди с инвалидностью — это не веселые, радостные вечные дети или «ангелы среди нас». Люди с инвалидностью — это люди.

Это значит, что мы испытываем весь спектр человеческих эмоций, включая те, что вызывают дискомфорт, например, гнев или грусть. Некоторые из нас в целом жизнерадостные, точно так же, как есть в целом жизнерадостные люди без инвалидности, но некоторые из нас растерянные, злые, полные ненависти, склонные к манипуляциям и так далее. Аутичные дети демонстрируют неуместное и нежелательное поведение точно так же, как и типичные дети.

2. Всегда предполагайте, что мы понимаем все, что вы говорите в нашем присутствии, хотя бы потому, что это может быть правдой.

Я слышала, как учителя и родители обсуждали ребенка, как будто его не было рядом. Не круто. Особенно в случае аутизма, так как некоторые дети с аутизмом могут понимать все, что вы говорите, даже если у них нет способов для самовыражения. Многих способных детей ошибочно считали умственно отсталыми. Годами родители и учителя говорили о ребенке так, как будто его не было рядом… а он все понимал. И ему было больно. Но, в отличие от типичного ребенка, он не мог выразить эту боль.

3. Делайте все возможное, чтобы обращаться с нами в соответствии с нашим возрастом.

Я выгляжу и веду себя моложе, чем мои 24 года, но мне нравится, когда со мной обращаются как с разумным и интеллектуальным существом, коим я и являюсь. Если вам кажется, что вам нужно говорить с ребенком «как с маленьким», чтобы он вас понял… то лучше попробуйте музыку, танцы, жестовую речь, коммуникацию изображениями, спорт, письменную речь… и так далее.

4. Пожалуйста, уменьшайте шум… и не только звуковой шум.

Существует зрительный шум, обонятельный шум, мысленный шум и тактильный шум. Если ваш кабинет освещается флуоресцентными лампами, то используйте специальные синие покрытия, которые можно заказать в Интернете. Используйте ковровые покрытия. Линолеум отражает свет и по нему может быть трудно ходить. Повседневные школьные принадлежности (точилки, клей, краски) могут вызвать сильную реакцию у людей с аутизмом. Никогда не задавайте больше одного вопроса одновременно. Из-за этого у меня в голове получается нагромождение мыслей, которые сталкиваются, и ни одна так и не достигает моего рта. Наконец, предложите уголок для сенсорного отдыха, темный и тихий, где ребенок может раскачиваться на стуле, полежать на мешке или под утяжеленным одеялом или покружиться на месте.

5. Предложите столько способов коммуникации, сколько сможете придумать!

Устной коммуникации недостаточно. Для меня выходом является печать на компьютере. Для других детей это может быть искусство, спорт, система коммуникации PECS, жестовый язык, движения, определенные виды музыки, дизайн или строительство из кубиков… Вы можете обнаружить, что вы можете найти подход к ребенку с помощью его предпочитаемого метода самовыражения.

6. Всегда предполагайте наличие интеллекта. Вы слышали? ВСЕГДА предполагайте наличие интеллекта.

7. Рисуйте образ человека, а не инвалидности.

Вместо того, чтобы описывать детей как: «Джимми — низкофункциональный аутичный ребенок», попробуйте лучше: «Джимми — аутичный ребенок (или мальчик с аутизмом, как вы предпочитаете) с низким уровнем экспрессивной, но высоким уровнем рецептивной коммуникации, которому нравится кружиться на месте, и который одержим собаками».

8. Рутина, рутина и еще раз рутина.

Если бы вы жили в таком запутанном мире, каким он предстает нам, то вы бы тоже стремились к тому, чтобы все было максимально предсказуемым. Если что-то вроде утренней линейки всегда проходит в школе одинаково, а потом вдруг меняется, то это все равно, если бы вы не смогли выпить с утра кофе, как обычно, при этом вам бы пришлось ехать на работу совершенно другим маршрутом, парковать машину в совершенно другом месте, а занятия вести в новой аудитории. Вы тоже будете расстроены! И ребенок, у которого мало способов коммуникации, в отличие от вас не может сказать: «Эй, не круто, я сейчас на взводе». Для этого у него есть только поведение. Визуальное расписание — это ОЧЕНЬ важно для детей с РАС. У меня такие расписания даже по квартире расклеены, только не с картинками, а со словами.

9. Будьте осторожны в своих ожиданиях от ребенка, который говорит не на «родном языке».

Как я уже говорила, я в основном печатаю. Но вы не можете ожидать от меня того же уровня глубокомысленности, когда я говорю устно. Представьте, что вам придется всю жизнь писать не вашей ведущей рукой. Для меня это — устная речь. Будьте терпеливы. Мы учимся, и мы можем добиться прогресса, но нам нужна ваша вера в нас и ваше терпение.

10. Хвалите нас, когда мы заслуживаем похвалы, но не за каждый наш чих, иначе это становится бессмысленным.

Опирайтесь на наши сильные стороны, когда вы работаете над нашими слабостями. Мы гордимся собой, когда мы добиваемся успеха, так что помогите нам увидеть, на что мы способны и кем можем стать! Научите нас мечтать!