29.01.13

Личный опыт. Социальные сети – магия для взрослых с аутизмом

Для аутистов социальные сети могут стать путем к реальному общению

Авторы: Сьюзан Шульц / Susan M. Schultz и Глория Э. Джейкобс / Gloria E. Jacobs
Перевод: Елизавета Морозова
Источник: Autism Asperger’s Digest | September/October 2012

Когда Сьюзан приехала на десятилетнюю встречу выпускников школы своего сына Джейкоба, то он сидел в компании людей, с которыми он общается через социальную сеть Facebook. По дороге домой Джейкоб рассказал матери, что он отлично провел время. Несколько месяцев спустя Джейкоб вместе с мамой съездил на игру в бейсбол. Во время матча к нему подошел бывший сослуживец, с которым они дружат в Facebook. Сослуживец сел рядом с Джейкобом, и в течение всей игры они оживленно болтали. Казалось бы, в этих событиях нет ничего примечательного. Однако Джейкоб – молодой человек с высокофункциональным аутизмом, и самое обычное и повседневное общение долгое время было для него проблемой.

Тот факт, что Джейкоб посетил встречу выпускников школы и спокойно общался с целой группой людей, был для него огромным достижением. В свои 28 лет у Джейкоба есть сеть друзей, с которыми он общается в Интернете и очно, и теперь эта сеть стала гораздо больше, а общение стало более комфортным. Частично это объясняется тем, что и Джейкоб, и его друзья стали взрослее, но Сьюзан считает, что во многом это заслуга Facebook.

social00

Значению социальных сетей для людей с аутизмом в последнее время уделяется все больше внимания.

От развлечений к социальным связям

Джейкоб рос, но его задержка в развитии коммуникации мешала социальному общению, а отсутствие общения не давало развиваться коммуникации – получался замкнутый круг. Обе проблемы мешали ему общаться с другими людьми так, как ему этого хотелось, но Facebook помог ему достичь некоторых социальных целей. Джейкоб так описывает свои чувства:

«Я пытаюсь говорить с людьми, но я боюсь, что я могу сказать что-то не то или поставить себя в глупое положение. На Facebook ты заранее узнаешь человека, до того как столкнешься с этим барьером. Тебе проще, потому что по-настоящему на человека смотреть не надо, не надо поддерживать контакт глазами, тебе не надо постоянно следить за тем, что происходит. Так ты можешь получше узнать человека, и он примет тебя таким, какой ты есть, как только он узнает тебя».

Этот рассказ типичен для человека с высокофункциональным аутизмом. Как продемонстрировал нам Джейкоб, использование таких сетей как Facebook в свободное время может помочь людям с высокофункциональным аутизмом найти контакт с другими людьми.

Люди используют Facebook по самым разным причинам. Опыт Джейкоба показывает, что подобные виды взаимодействия могут увеличить социальные контакты человека в комфортном для него формате. Например, когда он впервые зашел на Facebook и ввел основную информацию о себе с помощью матери, Джейкоб использовал социальную сеть только ради игр (например, «Фермы») и приложений, а «френдил» только членов семьи. Время от времени его приглашали присоединиться к новым играм.

Пока Джейкоб играл в онлайн-игры, он читал чужие посты и начал писать свои собственные. Его первые посты на странице состояли из статусов в играх, например, при переходе на новый уровень, а также общие посты про игры («Всем друзьям по Ферме, если хотите послать подарок, то пришлите мне рождественскую елку, спасибо»). Затем он начал оставлять комментарии под постами других людей, делая комплименты вроде «это интересно».

Его общение с другими людьми продолжало расширяться. Время от времени он даже задавал вопросы («Теперь, когда Олимпийские игры почти закончились, мне интересно, что для вас станет любимым событием?») или печатал размышления («Мне тут на праздниках пришла в голову интересная мысль: почему красную капусту и красный лук зовут «красными», они же скорее фиолетовые?»).

Знакомства в не угрожающей обстановке

Facebook помогает людям устанавливать контакты на основании информации о месте учебы и работы, которую люди указывают в своем профиле, а также через общих друзей. Эти функции помогли Джейкобу общаться с бывшими друзьями из школы и нынешними коллегами. Не так давно Джейкоб начал пользоваться чатом в Facebook. Эта функция позволяет ему обмениваться напечатанными сообщениями в режиме реального времени. Он также вступил в несколько групп, посвященных спорту.

Именно участие в группе по встрече одноклассников в Facebook мотивировало его прийти на эту встречу, которая прошла как семейный пикник в местном парке. Мать привезла Джейкоба на встречу и забрала его через пять часов. Его друзья по Facebook встретили его по прибытии, и Джейкоб сообщил матери, что он общался с ними целый день. По словам Джейкоба, он также встретился и общался с людьми, которых он не помнит по учебе в школе. Когда мать приехала за ним, Джейкоб сидел в окружении пятерых друзей по Facebook. До того как Джейкоб начал пользоваться социальной сетью, он никогда не проявлял интереса ни к какому социальному мероприятию. Теперь он явно чувствует себя более комфортно при общении с другими людьми, что проявилось и в его реакции, когда друг по Facebook подошел к нему во время игры в бейсбол. Джейкоб сообщил матери, что во время разговора с другом он не почувствовал никакой неловкости, несмотря на то, что он не видел бывшего коллегу более года – ведь все это время они были друзьями на Facebook.

Опыт Джейкоба по использованию Facebook говорит о потенциальных преимуществах социальных сетей для молодых людей и подростков с высокофункциональным аутизмом и синдромом Аспергера. Многим таким людям гораздо проще преодолеть свои социальные трудности в относительно безопасной обстановке в Интернете.

Во время виртуальной коммуникации отсутствуют те аспекты общения, которые вызывают наибольшие трудности у людей с аутизмом, – контакт глазами, дистанция между людьми, необходимость воспринимать невербальные подсказки собеседника. Личная неловкость в социальных ситуациях больше не является проблемой. Кроме того, стресс от сенсорной перегрузки и необходимости обрабатывать вербальную информацию гораздо ниже. Джейкобу трудно общаться с людьми в режиме реального времени, однако Facebook позволяет ему делать продолжительные паузы во время разговора, не вызывая недоумения у собеседников. Более того, с помощью чата он смог вести беседы с разными людьми, с которыми он не говорил в других обстоятельствах, и благодаря этому он почувствовал себя увереннее во время очного общения с людьми, с которыми он общался в Facebook.

Поиск общей темы для разговора

Другой аспект Facebook в том, что эта социальная сеть может поддержать специальные интересы человека с высокофункциональным аутизмом или синдромом Аспергера. Подростку с расстройством аутистического спектра часто говорят, что его интересы слишком необычные. Однако в социальной сети почти всегда можно найти группу других людей с таким же интересом. Эти группы по интересам помогают человеку с аутизмом почувствовать социальные связи с другими людьми. Например, Джейкоб интересуется автомобильными гонками NASCAR, и он состоит в группе этих гонок на Facebook. Участвуя в группе, он смог общаться с людьми, которые интересуются этим спортом так же, как и он сам.

Facebook соответствовал уровню общения Джейкоба и увеличил его уровень комфорта в социальных ситуациях, поскольку, если он «чувствует, что знает» другого человека, он может общаться с ним «лучше». Facebook многократно увеличил возможности для общения Джейкоба, которых ему не хватало, и о которых он мечтал. Социальная сеть позволила ему контактировать с другими людьми наиболее простым способом с наименьшим уровнем стресса. Можно надеяться, что повышение уровня комфорта во время коммуникации в Интернете будет все больше и больше передаваться очному общению. Опыт Джейкоба говорит о том, что социальные сети в Интернете являются многообещающим подходом для увеличения социального взаимодействия и развития значимых взаимоотношений у людей с высокофункциональным аутизмом и синдромом Аспергера.