Новости фонда: Фонд «Выход» продолжает семинары по ABA-терапии аутизма для специалистов Воронежа
Первый семинар по основам АВА-терапии показал огромную востребованность этого подхода среди специалистов Воронежа
С 3 по 11 июня в Воронеже пройдет семинар «Базовые принципы метода поведенческого анализа в применении к детям с РАС», посвященный теоретическим основам самого популярного в мире, научно обоснованного метода лечения аутизма — прикладного поведенческого анализа (АВА). Семинар организован Фондом «Выход» при поддержке Администрации губернатора Воронежской области в рамках программы «Аутизм излечим».
Семинар проведет Ольга Шаповалова, сертифицированный поведенческий аналитик и специалист по коррекции аутизма из США. Участие в семинаре бесплатное и на него могут записаться специалисты любого профиля, работающие с детьми с аутизмом, а также родители детей с особенностями развития.
Прикладной поведенческий анализ (АВА) — это метод, который основан на анализе причин того или иного поведения. Он может успешно использоваться для школьного обучения, уменьшения нежелательных видов поведения, таких как агрессия, развития социальных навыков и других целей. АВА является отдельной научной дисциплиной и применяется в самых разных областях — управление персоналом, общее образование, геронтология, здравоохранение, а также для коррекции самых разных проблем — тревожные расстройства и фобии, депрессия, химические зависимости. Однако в наибольшей степени прикладной поведенческий анализ известен своими успехами в коррекции симптомов аутизма и обучении детей с аутизмом.
Особенность данного подхода в том, что все без исключения принципы и методики АВА были продемонстрированы и подтверждены экспериментально, а для оценки эффективности поведенческого вмешательства используются крайне точные процедуры. Кроме того, подход является очень индивидуальным — анализируется конкретное поведение ребенка с аутизмом и для него ставятся сугубо индивидуальные цели, которые позволят ему стать более самостоятельным и добиться наилучшего качества жизни из возможного.
Наиболее распространенными методиками АВА являются разбитие каждого навыка на составные части и обучение ребенка каждой части по отдельности, использование различного рода подсказок, не позволяющих ребенку ошибиться, с постепенным переходом к самостоятельному выполнению, а также использование систематического положительного подкрепления (наград) желательного поведения.
Ранее, в апреле 2013 года, в Воронеже уже был проведен семинар по АВА-терапии продолжительностью в 60 академических часов (11 дней тренинга). Семинар провела Юлия Преснякова — психолог, выпускница курсов Ольги Шаповаловой, поведенческий консультант, бывший учитель экспериментального АВА-класса в Москве.
Семинар Юлии Пресняковой вызвал большой интерес среди воронежских специалистов. Всего 30 человек приняли участие в семинаре. В основном это были дефектологи, а также логопеды и врачи-неврологи. Все они отмечали, что обязательно будут использовать элементы АВА в своей работе.
«Уже на второй день стал заметен интерес участников. Люди начали пробовать поведенческие методы на своих детях и мужьях, стали приносить результаты, снятые на видео, — говорит Юлия Преснякова. — К концу тренинга чувствовалось, что уже сформировалась сплоченная группа, люди горячо спорили и обсуждали как лучше вводить какие методы, и было видно, что участники приняли подобный подход к работе и прониклись им».
«Наибольший интерес у участников вызвал функциональный анализ поведения, то есть определение функции поведения, и представление о том, что работа с поведением зависит от той функции, которую оно выполняет для данного человека», — отмечает Преснякова.
«Юлия Владимировная очень хорошо и доступно излагала материал, ответила на все интересующие нас вопросы — пишет один из участников тренинга. — Однако поведенческая терапия — очень большая тема, и хотелось бы продолжить пополнять свои знания в этой области».
«Наибольшее впечатление на меня произвело то, каких результатов можно достичь, используя поведенческую терапию по отношению к детям с РАС. Теперь постараюсь изменить некоторые подходы, буду больше времени отводить на наблюдение за ребенком», — отмечает другая участница тренинга. Участники также смогли непосредственно опробовать полученные знания в работе с детьми с аутизмом.
Второй тренинг по основам АВА в Воронеже проведет Ольга Шапавалова — магистр наук и BCBA (международный сертификат поведенческих аналитиков), поведенческий консультант, автор и преподаватель русскоязычного дистанционного курса для подготовки специалистов по поведенческому анализу. Этот курс был одобрен Международной комиссией поведенческих аналитиков (www.bacb.com) в 2011 году.
Ольга Шаповалова окончила Калифорнийский университет США со степенью мастера по прикладному поведенческому анализу (2005), получила международный сертификат поведенческого аналитика (2009). В 2009 основала компанию BASE (Behavior Analysis Services and Education), которая предоставляет дистанционные и очные тренинги и консультации по вопросам поведения для русскоговорящих клиентов. Член Калифорнийской ассоциации поведенческих аналитиков (CalABA), Международной Ассоциации Поведенческого Анализа (Association for Behavior Analysis International) и Ассоциации Поведенческих Аналитиков (Association of Professional Behavior Analysts).
Общая продолжительность курса составит 60 академических часов, во время которых слушатели узнают основные теоретические основы прикладного анализа поведения. В дальнейшем этим летом участники первого семинара смогут пройти тренинг по практическому применению полученных знаний, который продлится 50 академических часов.
Желающие принять участие в семинаре могут писать по адресу: ushakova@outfund.ru