24.02.14

Личный опыт. Регресс при аутизме и подвижная адаптация

«Аутичное выгорание» — термин из сообщества аутистов, означающий внезапную утрату навыков из-за хронического напряжения

Источник: Musings of an Aspie

 

house-of-cards

 

Регресс при аутизме, который иногда называют «аутичное выгорание», означает потерю навыков или механизмов саморегуляции. Регресс обозначает утрату конкретных навыков или способностей:

— Прогрессирующую потерю способности говорить.

— Снижение способности планировать и организовывать свои действия.

— Уменьшение объема памяти.

— Утрату навыков самообслуживания.

— Потерю социальных навыков.

— Снижение способности выносить сенсорную или социальную перегрузку.

Также так называют снижение общей способности справляться с жизненными проблемами или выполнять все необходимые ежедневные задачи.

В некоторых случаях речь идет о временной утрате навыков (периоде от нескольких недель до нескольких месяцев), после чего у человека восстанавливаются утраченные способности. В других случаях снижение навыков и механизмов саморегуляции продолжается годами. Оно может быть постоянным или почти постоянным, когда навыки восстанавливаются, но так и не достигают того же уровня, что и раньше.

Часто период аутичного регресса начинается во время или после полового созревания или во время перехода к взрослой жизни (поздний подростковый возраст или двадцать с небольшим лет). Средний возраст — это тоже распространенный возраст, когда аутичные люди переживают выгорание или регресс. Тем не менее, аутичный регресс может произойти в любом возрасте и часто ему предшествуют значительные перемены в жизни или период повышенного стресса.

Насколько верно говорить о регрессе?

Феномен потери навыков или механизмов саморегуляции — это реальность. Однако правильно ли описывать происходящее словом «регресс»? Это слово очень часто используется, особенно родителями или специалистами, для описания потери навыков или способностей аутичного ребенка, но сами аутичные люди редко его употребляют. Слово связано с негативными ассоциациями, которые могут быть вредны для человека.

Все усложняет несколько возможных значений слова регресс. Классическое фрейдовское определение, которое часто используют психологи, рассматривает регресс как защитный механизм, когда человек отказывается от своих стратегий саморегуляции и возвращается к поведению более ранней стадии развития. Это предполагает желательную утрату стратегий и способностей.

Более общее определение регресса — это переход к низшему или менее желательному состоянию в результате:

— прогрессирования заболевания (или)

— возвращения к раннему психическому состоянию (или)

— постепенной утраты навыков или функций в результате старения.

Первые два варианта — потеря навыков в результате болезни или возвращения к раннему психическому состоянию — это те формы регресса, которые чаще всего приписываются аутичным людям, особенно детям. Например, у ребенка часто были истерике в младенчестве, но в младших классах школы он явно справлялся лучше. Потом у него начинается половое созревание, и истерики обостряются с новой силой. Это описывают как регресс, ошибочно предполагая, что он возвращается к состоянию младенца.

То же самое можно сказать про маленького ребенка, который приучен к туалету, но неожиданно с ним начали случаться «оплошности», когда он пошел в начальную школу. Или про молодого человека, который совсем ни с кем не общается неделями после поступления в колледж. Можно посмотреть на этих людей и предположить, что они регрессировали к «раннему возрасту» или психическому состоянию.

Но действительно ли это происходит? Нет, не в буквальном смысле.

Важно не забывать, что восьмилетний ребенок, который не пользуется вовремя туалетом, остается восьмилетним. Тринадцатилетний с ежедневным истериками остается тринадцатилетним разумом и телом, даже если истерики напоминают те, что были у него в младенчестве. Хотя потеря текущих стратегий саморегуляции может напоминать стратегии (или их отсутствие) раннего периода развития, хронологический возраст от этого не меняется, и они могут восстановить или не восстановить способности, связанные с текущей стадией развития.

Так что подразумевать или объяснять это регрессом к ранней стадии будет неправильно.

Подвижная адаптация

Лучшая аналогия — это не регресс, а понятие о том, что требования жизни превысили ресурсы человека.

Представьте горячий летний день в городе. Все включают вентиляторы и кондиционеры для борьбы с полуденным зноем, превышая возможности электроснабжения в городе. Для того, чтобы справиться с нагрузкой, энергетическая компания может внедрить частичное затемнение — преднамеренное снижение энергоснабжения для каждого здания, либо серию затемнений, когда одни места получают энергию, а другие нет.

Аутичный мозг, похоже, работает таким же образом, когда сталкивается с чрезмерными требованиями ресурсов. В некоторые дни, недели или месяцы, когда требования жизни слишком велики, наш мозг решает провести частичное затемнение или серию затемнений. Некоторые навыки саморегуляции или способности временно отключаются или работают с пониженной эффективностью.

Однако такая утрата навыков — это не то же самое, что постоянный регресс, и не то же самое, что изначальное отсутствие этого навыка или стратегии. Способности большинства людей, включая способность справляться с повседневными делами, являются текучими на протяжении всей их жизни. Способности аутичных людей, похоже, являются особенно текучими — временами они внезапно проявляются, а в другие периоды так же внезапно исчезают.

Многие трудности, связанные с аутизмом, являются первазивными, что значит, что они сопровождают нас везде и всегда. Даже если они не очевидны все время, они все равно существуют, и они могут снова появиться, когда конкретная стратегия саморегуляции выключается, потому что мозгу нужно перераспределить ресурсы для более важной задачи.

Когда это происходит, ранее «исправленный» навык может снова «сломаться». На самом деле, ничего не исправлялось и не ломалось. Просто наши текучие стратегии саморегуляции нужно все время настраивать и балансировать. Если ребенок или взрослый редко переживает истерики, то это еще не значит, что больше истерик у него не будет. Если что-то в его жизни поменяется, например, начнется гормональный шторм полового созревания, то ему понадобится разработать новые стратегии саморегуляции. И пока такие стратегии не появятся, он может снова испытывать истерики в результате психической, эмоциональной или сенсорной перегрузки, связанной с изменениями.

Быть аутистом означает, что такая текучая адаптация продолжается всю вашу жизнь. Мы осваиваем что-то, развиваем стратегии саморегуляции, адаптируемся, и все в порядке. Жизнь меняется, и нам нужно дополнительное время, чтобы адаптироваться заново. Найти новую схему. Разобраться в новых правилах. Протестировать наши стратегии и понять, что работает. Тем временем, другие аспекты нашей жизни могут развалиться на части. Мы теряем навыки. Мы с трудом справляемся с тем, что раньше давалось нам легко, даже в самых предсказуемых условиях. Это не регресс на раннюю стадию развития, а процесс адаптации к новым трудностям, и это то, чем мы занимаемся на протяжении всей жизни.