22.09.17

Интервью: «Пусть хоть минуту, но молча»

Дети из ресурсных классов выходят на урок музыки в обычный класс

002_школа1574_01.02.2016

Фото: Владислав Кобец

Ирина Фридриховна Вартанян, учитель музыки в лицее 1574, считает, что ее урок легче для учеников, но сложнее для педагога. Дети чувствуют себя более свободно, но именно поэтому их труднее удерживать в рамках. При этом ребята с аутизмом ведут себя подчас лучше, чем обычные.

Фонд «Выход» : К вам в обычный класс вышли дети с аутизмом из ресурсного класса. Какие у вас впечатления от работы с ними?
И.Ф. Вартанян: У нас есть такое задание – «нарисовать музыку». Мы слушали «Утро» Грига, это солнечная, прозрачная музыка. Обычные ребята сказали: «У нас не получится, как можно музыку нарисовать?» А Саша из ресурсного класса нарисовала солнышко, никто ей не помогал. То есть она все поняла, все почувствовала.
Фонд «Выход» : А что тяжеловато для ребенка с РАС?
И.Ф. Вартанян: Удерживать внимание и выполнять инструкции учителя. Но сейчас Саша сидит, слушает, даже включается в процесс. Сегодня она хлопала, понимала, что педагог просит и надо выполнить требование. А ведь у нас есть совершенно обычные дети, которые не желают слушать. Я всех приучаю, что слушать надо в тишине. Пусть хоть минуту, но молча. И дети из ресурсного класса тоже начинают это понимать. Я останавливаюсь, если шумно, и дети замолкают.
Фонд «Выход» : Присутствие детей из ресурсных классов влияет на проведение урока?
И.Ф. Вартанян: Например, я на инструменте играю потише, потому они не выносят громких звуков. Правда, потом некоторые стали приходить без наушников, и я потихоньку начала прибавлять звук.
Фонд «Выход» : Что в работе самое трудное?
И.Ф. Вартанян: Я бы не сказала, что музыка это легкий предмет. Дети на нем отдыхают, а педагог нет. Мне постоянно их нужно как-то организовывать – то встали, то пошагали, то сели. У них больше свободы и меньше работы, но из-за этого и труднее удерживать дисциплину.
Фонд «Выход» : Какое у вас образование?
И.Ф. Вартанян: Я заканчивала Консерваторию, а пришла сюда, потому что мне было интересно. Мне сказали, что это инклюзивная школа, здесь много особенных детей. Классы здесь мне очень нравится. Тут никто никого не задирает, много уважения друг к другу. У меня в 6 классе учится мальчик, который не очень хорошо разговаривает, у него замедленная речь, но он очень старается. И его никто не перебивает, никто не говорит: ну давай уже скорее. Я эти классы в школе 1574 часто привожу в пример в еще одной школе, где я работаю. Там дети подчас не слушают и не слышат друг друга на уроке.