15.05.14

Записки аутиста. Проверочный список для определения причин агрессивного поведения

Взрослые аутисты о том, что может быть причиной агрессии при аутизме

Источник: We Are Like Your Child

 

Anger!

 

Одна из наиболее частых и сложных проблем родителей, о которых мы слышим в сообществе аутизма — это агрессивное поведение ребенка или подростка. Заботливые родители часто чувствуют отчаяние, когда не могут понять, что именно вызывает такой стресс у ребенка, либо они боятся, что хотя им не составляет труда сдержать маленького ребенка, они не справятся, когда ребенок станет старше и крупнее.

Несколько человек из проекта «Мы как ваш ребенок» имеют личный опыт в отношении гнева и агрессии или воспитывают детей, у которых есть такие проблемы.

Ниже приводится проверочный список вопросов, которые необходимо разобрать, чтобы определить источник агрессии и уменьшить ее у аутичного ребенка или взрослого. Этот список не является исчерпывающим, но, по нашему опыту, он может стать отправной точкой, так как включает наиболее вероятные проблемы, приводящие к агрессии у аутичного человека. (Во многих случаях эти же проблемы могут стать и причиной самоагрессии).

Порядок пунктов списка является случайным и не зависит от вероятности или важности — все эти факторы могут оказаться важными, и их надо рассматривать как возможные причины, и они могут влиять на каждого человека по-своему или сочетаться друг с другом.

1. Убедитесь, что человек не подвергается любому виду насилия или плохому обращению. Это может быть насилие дома, в школе, во время терапии или других занятий… его могут совершать родители, педагоги, одноклассники, братья или сестры (включая то, что может казаться «нормальным» подтруниванием)… насилие может быть физическим, сексуальным, эмоциональным или психологическим.

1а. Если человек подвергается терапии, которая пытается сделать его полностью «нормальным», изменив все поведение и манеры, в том числе, искоренив самостимулирующее поведение, или навязав полное подчинение, то, значит, он подвергается насилию.

1б. Учителя в его школе наказывают всех за проступки одного? Если да, то может ему казаться, что нет смысла вести себя хорошо и держать себя в руках, так как наказание все равно последует, даже если проступок не твой. Чувство, что ты никогда не знаешь, чего от тебя ждут, может вызвать крайнюю тревожность, так как наказание кажется случайным событием.

2. У человека есть надежный и безопасный способ коммуникации? Если нет, то что делается для того, чтобы решить эту проблему?

2а. Не сложилось ли так, что из-за стремления к устной речи человеку отказывают в том методе коммуникации, который более удобен и эффективен для него?

3. Коммуникация человека, в какой бы форме она ни проявлялась, признается и уважается? Окружающие относятся серьезно к тому, что говорит человек, в какой бы форме он ни говорил? У человека есть возможность удовлетворить свои потребности без агрессии?

4. Человека считают компетентным по умолчанию? Его автономия и право на принятие собственных решений уважаются до такой степени, до какой это только возможно? Его право на телесную автономию и личное пространство нарушается? Он подвергается принуждению, давлению, манипуляциям и навязыванию занятий и видов общения, к которым он еще не готов? Он оказывается в ситуациях, в которых не чувствует себя в безопасности и не получает поддержки? У него есть возможность учиться на уровне, соответствующем его способностям? Его сильные стороны получают признание и поддержку? Ему доверяют самостоятельно определять пределы своих возможностей? Его включают в составление планов о его благополучии, образовании и выборе занятий в той степени, какая только возможна?

5. Существуют ли какие-то проблемы в сенсорной обстановке дома или в школе? Может быть, обстановка дома или в классе слишком громкая, хаотичная, тесная или непредсказуемая? Он не оказался в окружении других детей в ситуации, которая вызывает перегрузку, кажется враждебной или угрожающей?

5а. Если он склонен к интенсивному сенсорному поиску (помните, что у некоторых людей сенсорные стимулы вызывают защитную реакцию, а другие ищут дополнительную стимуляцию), то у него есть способ получить необходимую стимуляцию и выпустить избытки энергии, например, в спорте, длительных прогулках, самостимуляциях («стимминге»), верховой езде?

6. У него есть возможность сказать «нет» так, чтобы к нему прислушались? Это не значит, что он всегда должен делать только то, что хочется (например, не ходить к врачу), но если это не вопрос жизни, здоровья и безопасности, у него есть возможность отказаться от занятия или ситуации, которая вызывает дискомфорт или не имеет для него интереса?

7. Могут ли злость или раздражительность быть выражением грусти, горя или тревожности? (Это ОЧЕНЬ часто встречается среди аутичных людей). Не может ли это быть реакцией на потерю члена семьи, друга или любимого одноклассника, питомца или работавшего с ним специалиста?

8. Его планы, рутина или потребность в ритуалах были нарушены? Недавно что-нибудь менялось в окружающей среде, жизни семьи или социальном окружении?

9. Последнее время он проходил полное медицинское обследование и сдавал анализы? Может быть, что он испытывает боль или дискомфорт от заболевания или пищевой аллергии/чувствительности, но не может об этом сообщить? (Даже вербальные люди могут быть неспособны рассказать о своих чувствах, плохо осознавать собственное тело, их могли приучить слушаться и не жаловаться, их болевой порог может быть атипичным, что может затруднить способность сообщить о болезни и боли). Проблемы питания, диеты и обмена веществ также могут полностью нарушить способность к саморегуляции.

10. Ему хватает времени для отдыха и личного пространства? Или учеба в школе и расписание терапии равносильны двум работам на полную ставку? У него нет перегрузки из-за необходимости делать слишком много дел одновременно или воспринимать слишком много информации? Мы очень уязвимы перед сенсорной, информационной и эмоциональной перегрузкой. У него есть по-настоящему свободное время, когда можно делать что угодно или побыть в одиночестве? У него есть свое собственное пространство?

Наконец, мы настоятельно рекомендуем, чтобы вы обратились за дальнейшим руководством и информацией к аутичному взрослому или наставнику, который сможет встретиться с вами и вашим ребенком, понаблюдать за окружающей обстановкой и взаимодействием, дать вам обратную связь о том, какие изменения или вмешательства могли бы оказаться полезны.

Надеемся, этот материал оказался для вас полезен или интересен. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».