Новости фонда. При поддержке фонда «Выход» в Москве прошел семинар по поведенческой терапии аутизма в домашних условиях
Специалист по АВА-терапии, Марина Азимова, встретилась с родителями и специалистами из различных регионов России
1 декабря 2013 года в Московском городском психолого-педагогическом университете (МГППУ) прошел семинар для родителей «Прикладной анализ поведения (АВА). Организация работы в домашних условиях: что, как и почему». Семинар посетили 125 человек, причем, среди слушателей были родители не только из Москвы, но и из Орла, Сочи, Волгограда, Санкт-Петербурга, Калуги и других городов. Для тех, кто не мог присутствовать на семинаре, велась трансляция в прямом эфире, организованном силами сотрудников МГППУ. Всего за сутки запись семинара посмотрели более 1000 человек.
Ведущей семинара была Марина Азимова — доцент МГППУ, магистр педагогических наук, магистр в области социальной работы, сертифицированный поведенческий аналитик (ВСВА), член Международной ассоциации поведенческих аналитиков, сотрудник Центра для детей с особыми потребностями (Коннектикут, США), супервизор первых российских проектов по школьному образованию и инклюзии детей с аутизмом на основе АВА.
Прикладной анализ поведения (АВА-терапия) считается одним из самых эффективных подходов для работы с детьми, у которых диагностирован аутизм. Подход АВА был разработан более 30 лет назад, и эффективность методик АВА подтверждена большим количеством исследований, а также получила поддержку международного сообщества ученых и специалистов, занимающихся проблемами аутизма. Ни один другой подход для лечения аутизма не имеет такой же доказательной и научной базы. АВА применяется для решения очень широкого спектра конкретных задач — обучения детей с аутизмом навыкам самообслуживания, подготовки к школьной учебе, овладения чтением и другими учебными навыками, уменьшения опасного и нежелательного поведения, развития речи и коммуникативных навыков.
В своем выступлении Марина Азимова привела убедительные аргументы в пользу этого, рассказывая как о своем профессиональном опыте консультанта, так и о личном опыте матери взрослого сына с аутизмом и умственной отсталостью. «Если вы начнете применять АВА, то я обещаю — вы увидите положительные результаты», — заверила она слушателей. Она подчеркнула, что подход АВА основан на универсальных законах поведения, которые верны не только для людей с аутизмом, но и для любого другого человека, включая всех присутствующих. По сути, АВА — это способ изменить окружающую среду ребенка таким образом, чтобы его поведение тоже изменилось.
Семинар прошел в формате живого общения: слушатели стали непосредственными участниками разговора, получив на свои вопросы исчерпывающие и доступные ответы.
Марина Азимова ответила ряд злободневных вопросов родителей, в том числе о применении альтернативной коммуникации с помощью обмена изображениями (PECS), о важности визуального расписания для ребенка с аутизмом, о коррекции нежелательного поведения с помощью его замены на приемлемую альтернативу.
В конце встречи Марина подчеркнула, что возможности краткого семинара очень ограничены, и призвала слушателей обращаться к российским специалистам за более развернутой и индивидуальной информацией. Тем более что все больше российских педагогов и психологов интересуются поведенческим подходом при аутизме и проходят обучение на курсах, посвященных АВА.
К сожалению, у Марины Азимовой не было ответа на вопросы родителей, связанные в существующей реальностью в России. Вопрос «Если дома мы применяем АВА-терапию, создаем наглядное расписание и делаем альбомы PECS, то как быть в школе, где ничего этого нет?» сегодня не имеет системного ответа.
Однако надежду вселяет тот факт, что более 50 некоммерческих организаций, большинство из которых — объединения родителей, действуют на всей территории России, прилагая все возможные усилия для изменения ситуации и обеспечения достойной и качественной помощи детям и взрослым с аутизмом. Фонд «Выход» надеется поддержать эти организации в их работе по изменению государственного подхода к людям с аутизмом, в том числе, к их образованию.