Исследование. При аутизме у детей полезны сенсорные упражнения на дому
Разнообразие окружающей среды влияет на поведение детей с аутизмом
Источник: PsyCentral
Новое исследование предполагает, что выполнение простых сенсорных упражнений на дому может улучшить поведение детей с аутизмом. В новом американском исследовании метод лечения, который называется обогащение окружающей среды, значительно изменил поведение мальчиков с аутизмом в возрасте от 3 до 12 лет. В рамках исследования, проведенного учеными из Калифорнийского университета Ирвина, родители детей использовали обычные бытовые предметы, такие как губки, ложки и ароматические масла, для проведения сенсорных сессий.
Соавторы исследования, доктор Синтия Ву и доктор Майкл Леон, случайным образом разделили 28 мальчиков с аутизмом на две группы, соответствующие друг другу по возрасту и тяжести аутизма. На протяжении полугода все дети получали стандартную терапию при аутизме, но дети из первой группы, помимо этого, ежедневно выполняли домашние упражнения по обогащению окружающей среды.
Родителям детей из экспериментальной группы дали набор, в который входили обычные предметы для увеличения сенсорной стимуляции. В частности, в набор входили ароматические масла с запахами яблока, лаванды, лимона и ванили. Мальчики каждый день нюхали эти четыре аромата, кроме того, они каждый вечер слушали классическую музыку.
Дважды в день родители мальчиков проводили специальные сессии, состоящие из 4-7 упражнений с детьми. В рамках этих упражнений детям предлагались различные комбинации сенсорных стимулов, в том числе, прикосновений, температуры, зрительных образов и движений. Каждая сессия упражнений занимала от 15 до 30 минут.
После шести месяцев такой домашней терапии, у 42% детей в группе с обогащением окружающей среды значительно улучшились те виды поведения, которые наиболее затронуты аутизмом — взаимодействие с окружающими людьми, типичные эмоциональные реакции и слушание других людей. В группе, получавшей стандартную терапию, такое улучшение произошло только у 7% детей.
У детей из экспериментальной группы также повысились показатели по когнитивным функциям, в то время как средний показатель у мальчиков в группе стандартной помощи уменьшился за время исследования. Более того, 69% родителей из группы с обогащением окружающей среды считали, что у детей наступило улучшение, в то время как в контрольной группе так считали лишь 31% родителей.
«Поскольку родители могут сами делать упражнения по сенсорному обогащению окружающей среды, используя доступные для них предметы, то эта терапия является недорогим способом стимулировать развитие их ребенка», — считает доктор Ву, научный ассистент проекта по нейробиологии и поведению.
Метод предоставления детям с аутизмом нового и обогащенного сенсорного опыта основан на предыдущих лабораторных исследованиях, которые показали, что сенсорное обогащение окружающей среды для животных уменьшает поведенческие и когнитивные симптомы при различных неврологических расстройствах, включая те, которые напоминают аутизм у людей.
Ученые отмечают, что большинство современных методов терапии аутизма наиболее эффективны, если начинаются с самого раннего возраста. Однако в данном исследовании средний возраст участников составлял шесть лет и шесть месяцев.
«Мы считаем, что сенсорное обогащение окружающей среды может быть эффективным методом лечения аутизма, особенно среди детей младенческого возраста», — говорит доктор Леон, профессор нейробиологии и поведения в Центре исследований и лечения аутизма при Калифорнийском университете Ирвина.
«В то же самое время мы должны понять, можем ли мы оптимизировать этот вид лечения, существуют ли подгруппы детей, для которых этот метод более эффективен, работает ли эта терапия для детей более старшего или младшего возраста, и может ли она быть эффективна в отсутствие других методов», — добавляет он.
Сейчас ученые проводят вторые, более крупномасштабные рандомизированные клинические испытания метода, в котором уже участвуют не только мальчики, но и девочки.
«Мы наблюдали за отдельными случаями, в которых сенсорное обогащение применялось без какой-либо другой терапии, и эти дети однозначно хорошо реагировали на это лечение, — отмечает Леон. — Мы надеемся, что эта методика принесет пользу детям с аутизмом, их родителям и обществу в целом».
Результаты исследования были опубликованы в журнале «Behavioral Neuroscience».