12.09.13

Исследование. При аутизме трудности с различением звуков и зрительных сигналов уменьшаются в подростковом возрасте

Дети с аутизмом подросткового возраста начинают интегрировать зрительную и слуховую информацию из чужой речи так же хорошо, как и их сверстники

Источник: Medical News Today

 

Senses

 

Ученые из Колледжа Альберта Эйнштейна при Иешива-университете (США) смогли продемонстрировать, что дети с высокофункциональным аутизмом могут «перерасти» некоторые проявления этого расстройства коммуникации. Маленькие дети с аутизмом испытывают проблемы с интеграцией звуковых и зрительных сигналов, связанных с речью, но исследователи обнаружили, что эти проблемы сглаживаются в подростковом возрасте. Результаты исследования были опубликованы в онлайновой версии журнала «Cerebral Cortex».

«Это чрезвычайно обнадеживающие данные, — говорит ведущий автор исследования, доктор Джон Фокс, профессор педиатрии в отделении неврологии Доминика П. Пурпура, а также директор детского центра диагностики и реабилитации в колледже Эйнштейна. — Это предполагает, что нейрофизиологические цепи, связанные с речью, у таких детей не имеют фундаментальных повреждений, и, возможно, мы можем что-то сделать, чтобы помочь им восстановиться как можно быстрее».

Согласно доктору Фоксу, способность интегрировать «слышимые» и «видимые» сигналы чужой речи — необходимое условие для эффективной коммуникации. «Детям, у которых эта способность не развита в достаточной мере, трудно разобраться в образовательных и социальных ситуациях», — говорит он.
В предыдущем исследовании доктор Фокс и его коллеги продемонстрировали, что дети с аутизмом иначе интегрируют информацию от различных органов чувств, таких как слух, осязание и зрение, по сравнению с типично развивающимися детьми. Способности к так называемой мультисенсорной интеграции улучшаются у типично развивающихся детей в течение всего детства. Новое исследование должно было определить, развивается ли у детей с аутизмом один из аспектов мультисенсорной интеграции — интеграция звуковых и зрительных сигналов речи.

В исследовании принимали участие 222 ребенка в возрасте от 5 до 17 лет, включая как типично развивающихся детей, так и детей с аутизмом, которые проходили тест на понимание речи при увеличении уровня громкости фонового шума. В первом тесте исследователи проигрывали аудиозапись простых слов. Во втором тесте ученые проигрывали видео, в котором говорящий артикулировал слова, но аудиозапись отсутствовала. В третьем тесте детям предъявлялись как видео, так и аудиозапись.

Тест имитировал так называемый эффект «коктейльной вечеринки»: шумная обстановка, в которой одновременно говорят много разных людей. В такой обстановке люди, как правило, полагаются как на звуковые сигналы, так и на мимику лица собеседника, чтобы понять, что говорит другой человек. «Вы получаете удивительно большой эффект от чтения по губам в добавление к слуховой информации, — говорит доктор Фокс. — Это процесс интеграции».

С первым тестом (только аудио) дети с аутизмом справились почти так же хорошо, как и типично развивающиеся дети во всех возрастных группах и со всеми уровнями фонового шума. Со вторым тестом (только видео) дети с аутизмом справились значительно хуже, чем типично развивающиеся дети во всех возрастных группах и при любом уровне фонового шума. «Однако результаты типично развивающихся тоже были не слишком-то хороши, — отмечает доктор Фокс. — Большинство людей ужасно читают по губам».

С третьим тестом (аудио и видео) дети с аутизмом младшего возраста (от 6 до 12 лет) справились намного хуже типично развивающихся сверстников, особенно при высоком уровне фонового шума. Тем не менее, среди детей более старшего возраста не было различий в результатах среди детей с аутизмом и типично развивающихся детей.

«В подростковом возрасте что-то потрясающее происходит с детьми с аутизмом, и они начинают демонстрировать такие же результаты, как и типично развивающиеся дети, — говорит доктор Фокс. — На данный момент, мы не можем объяснить, почему это происходит. Возможно это функция физиологических изменений в их мозге или методы помощи, которую они получали, или то и другое вместе. Это требует дальнейшего изучения».

Авторы исследования признают определенные ограничениях их исследования. «Вместо такого перекрестного исследования, где мы тестировали детей разного возраста, предпочтительнее провести лонгитюдное исследование с одними и теми же детьми, за которыми ведутся наблюдения до старшего подросткового возраста, — говорит Фокс. — Нам также нужно найти способ для того, чтобы определить, происходит ли нечто подобное с низко- и среднефункциональными детьми с аутизмом. Они гораздо менее терпимы к тестированию, а потому исследования среди них проводить сложнее».

Согласно исследованиям, данная работа показывает необходимость разработать более эффективную терапию, которая поможет детям с аутизмом лучше интегрировать слуховые и зрительные сигналы речи. «Мы начинаем над этим работать», — говорит доктор Фокс.