02.12.13

Вопрос-ответ. Превращает ли прикладной анализ поведения (АВА) детей в «роботов»?

Ответ на распространенное заблуждение о поведенческом подходе к обучению детей с аутизмом

Источник: Autism.about.com

 

imfar_robot_hero_sized

 

Превращает ли прикладной анализ поведения (АВА) детей в «роботов», не понимающих смысла собственных действий? Некоторые родители детей с аутизмом считают, что поведенческая терапия состоит только из бессмысленного повторения одних и тех же действий в обмен на награды, и это приводит к «одобряемому», но роботоподобному поведению. Несмотря на это существует много историй о детях, которые начали устанавливать эмоциональные связи и отношения с другими людьми благодаря АВА. Ученые из Института Ловааса (США), который специализируется на применении АВА для людей с аутизмом, отвечают на этот вопрос, поясняя, как можно перейти от простого повторения к сложным человеческим отношениям.

Краткий ответ

Нет, если АВА правильно применяется, он не делает детей похожими на роботов.

Развернутый ответ

Следующие утверждения можно отнести к одной и той же категории: «АВА может сделать детей похожими на роботов», «Фонетический метод обучения приводит к тому, что дети читают, не понимая смысла прочитанного», «Стандартизированные тесты делают детей менее творческими».

Согласие или несогласие с этими утверждениями часто зависит от личных взглядов на образование. С одной стороны, существует огромное количество исследований, доказывающих, что для многих детей фонетическое обучение чтению наиболее эффективно. С другой стороны, этот метод обучает лишь раскладывать слова на звуки во время чтения, но не учит понимать, что именно написано. Однако это не мешает хорошей фонетической программе научить детей читать осмысленно, а не просто воспроизводить звуки. Хороший учебный план по фонетическому чтению обычно сопровождается заданиями на понимание текста, а также выстраиванием связи между прочитанным и реальным жизненным опытом.

Аналогичным образом, существует масса исследований, которые показывают, что дети с аутизмом могут овладевать новыми навыками с помощью поведенческой терапии (например, АВА). Те люди, которые утверждают, что АВА превращает детей в роботов, обычно совершают одну из трех ошибок:

1. Они не учитывают, что ригидность и склонность к повторяющимся действиям являются результатом самого аутизма, а не следствием какого-либо вмешательства. Более того, для постановки диагноза «аутизм» необходимо, чтобы присутствовал «ограниченный, повторяющийся и стереотипный репертуар поведения». В некоторых научных статьях отмечается, что дети, получающие лечение с помощью АВА, могут продолжать демонстрировать повторяющееся поведение, говорят монотонным голосом и так далее. Благодаря исследованиям мы знаем, что некоторые дети с аутизмом добиваются огромных успехов с помощью поведенческой терапии. Так что делать акцент на том, что некоторые дети продолжают демонстрировать ригидное поведение, несмотря на поведенческую терапию, контрпродуктивно. Ведь нет ни одного метода лечения, который может помочь всем детям с аутизмом без исключения в равной степени. Все дети с аутизмом демонстрируют однообразное поведение по определению, так что какой бы метод лечения ни использовался, поведение некоторых детей все равно будет «похоже на роботов». Однако в случае с АВА существует множество исследований, которые показали, что можно заменить повторяющееся поведение на более приемлемое, которое будет выполнять ту же функцию для ребенка или взрослого с аутизмом. В рамках других подходов к лечению часто говорится о том, что повторяющееся поведение заменяется на более осмысленные действия или игровую деятельность, что подтверждается различными личными свидетельствами. Однако эти утверждения не проходили серьезной проверки, такой как исследования эффективности прикладного анализа поведения.

2. Они не знают о различных обучающих процедурах, которые используются в поведенческом подходе. В АВА применяются различные техники, эффективность которых была подтверждена в исследованиях. Эти процедуры (обучение дискретными пробами, обучение в естественных условиях, тренинг просьб, парадигма естественного языка, тренинг функциональной коммуникации и так далее) не просто учат детей отвечать на вопросы или говорить, не думая. Они учат детей сообщать другим людям о своих потребностях. Кроме того, они создают позитивные отношения между учителем и ребенком, в которых главный акцент ставится на том, чтобы сделать само общение поощрением за учебу.

3. Они не понимают, какое огромное значение придается систематическому обобщению (переносу навыков в другие условия) в АВА. В основе философии АВА лежит идея о том, что в естественных ситуациях дети с аутизмом не понимают, что именно пытаются донести до них взрослые, пусть даже с самыми наилучшими намерениями. Чтобы решить эту проблему, прилагаются все возможные усилия, чтобы сконструировать искусственную обучающую ситуацию, в которой ребенку будет гарантирован успех. В случае необходимости задания упрощаются или меняются условия, в которых они даются. Оппоненты АВА обращают внимание на подобные процедуры (ответ на вопрос одним и тем же способом, короткие инструкции, поощрение с помощью любимых лакомств) и утверждают, что это приводит к роботоподобным ответам, лишенным реального человеческого общения. Однако они не понимают, что эти первые реакции — всего лишь часть программы обучения новым навыкам, которая также включает перенос навыков в различные новые ситуации до тех пор, пока ребенок не научится применять их в естественных условиях. Начиная с момента начала АВА-терапии основная цель — достичь стадии, когда социальное взаимодействие является главным поощрением, действия детей подкрепляются естественными условиями повседневных ситуаций, а новые навыки приобретаются при менее структурированном обучении. Некоторые дети добиваются этих изменений очень быстро. Другие — с помощью медленного, но стабильного развития. АВА — эффективный инструмент, который ускоряет это развитие.