Вопрос-ответ. Кто такой поведенческий аналитик?
Чем занимается поведенческий аналитик, и как он может помочь ребенку с аутизмом
Перевод: Елизавета Морозова
Источник: Thinking Person’s Guide to Autism
Прикладной поведенческий анализ (applied behavior analysis или ABA) – это метод, который зарекомендовал себя в многочисленных научных исследованиях. Его назначение в том, чтобы помочь детям с аутизмом добиться своих целей в обучении и, в конечном итоге, стать более активными, плодотворными и независимыми членами общества.
На данный момент нет способа ни вылечить, ни предотвратить это неврологическое расстройство, так что знания и навыки АВА необходимы всем без исключения родителям и членам семьи детей, у которых недавно был диагностирован аутизм. Так что же такое прикладной поведенческий анализ, и почему в команде специалистов, помогающих вашему ребенку, должен быть поведенческий аналитик?
Что такое прикладной поведенческий анализ?
Анализ поведения – это область науки, которая изучает влияние факторов окружающей среды на поведение. В наше время мы понимаем, что любое поведение зависит как от биологических факторов, так и от факторов в окружении человека. Представители самых разных областей, от педагогики до рекламы, изучают, как различные аспекты окружающей среды могут влиять на человеческое поведение, чтобы действовать на знания людей или добиваться своих целей.
Поведенческий анализ отличается от этих сфер деятельности тем, что он является отдельной наукой. В нем используются такие же инструменты, что и в любой другой науке: четкие формальные определения, объективные измерения, контролируемые эксперименты, анализ данных и репликация результатов.
Прикладной поведенческий анализ – это область практического применения всех этих инструментов ради желательных изменений поведения у индивидуальных клиентов. Таким образом, поведенческий аналитик – это ученый и практик в одном лице, который может помочь вашему ребенку в достижении его целей и раскрытии своего потенциала.
Что делает поведенческий аналитик?
Поведенческий аналитик – это профессиональный наблюдатель, его внимание полностью сосредоточено на конкретном человеке. Ваш поведенческий аналитик должен непосредственно наблюдать вашего ребенка в самых разных ситуациях, после чего он составит объективную картину его сильных сторон и потребностей в учебных навыках. Поведенческий аналитик объективно определит те виды поведения, которые он наблюдает, причем он сделает это таким образом, чтобы любой член семьи или другой специалист мог наблюдать за тем же поведением: вся команда ребенка должна быть согласна в том, что они видят.
Поведенческий аналитик избегает размытых терминов вроде «делится с другими», он превращает их в точные описания, например, «кладет игрушку в чужую руку». Такая четкая и объективная информация даст вам представление о нынешних навыках и успехах ребенка, и это позволит вам объективно оценивать эффективность любой терапии и лечения. Это очень важный шаг, без которого вам будет трудно принимать решения о лечении ребенка.
Ваш поведенческий аналитик также должен быть искусным экспериментатором. Он выбирает процедуры, которые подойдут для достижения конкретных учебных целей вашего ребенка. После этого он проведет мини-эксперименты, чтобы определить эффективность этих процедур – в какой степени они влияют на поведение вашего ребенка. Когда речь идет о том, какой подход использовать с ребенком, именно поведенческий аналитик выбирает те вмешательства, которые, скорее всего, могут сработать для вашего ребенка.
У поведенческого аналитика есть свой уникальный «багаж» различных вмешательств, которые должны быть основаны на последних научных исследованиях и связаны с универсальными принципами поведенческого анализа. Вот один пример – метод видео-моделирования. Его суть в том, что для ребенка снимаются специальные видеоклипы, которые служат ему в качестве визуальной подсказки при освоении нового поведения, например, надевания куртки.
Другой пример конкретного метода – угасание подсказок, когда ассистент учит ребенка новому навыку и систематически уменьшает подсказки, чтобы ребенок использовал этот навык самостоятельно, без помощи взрослых. Ваш поведенческий аналитик должен обучать инструкторов, членов вашей семьи и других людей в окружении ребенка тому, как внедрять выбранные процедуры, чтобы ваш ребенок смог использовать новые навыки в различных ситуациях и с разными людьми.
Поведенческий аналитик будет изучать данные анализа поведения вашего ребенка в ответ на различные терапевтические методы, чтобы убедиться, что они эффективны, а после этого рекомендует модифицировать программу на основании этих данных.
Говоря кратко, поведенческий аналитик поможет вам четко определить сильные стороны и учебные потребности вашего ребенка. Используя научно-обоснованные методологии, он рекомендует вмешательства для этих потребностей, после чего он будет руководить программой вашего ребенка, оценивая результаты вмешательств, чтобы максимизировать прогресс и развитие ребенка.
Почему нам нужен поведенческий аналитик помимо других специалистов?
Потому что ваш ребенок – это уникальная личность. Если у вашего ребенка диагностировали аутизм, то это значит, что у него есть значительные трудности в трех областях: язык, социальная коммуникация и ограниченные интересы/повторяющееся поведение. В то же время, хотя все дети с аутизмом демонстрируют определенные проблемы в каждой из этих сфер, больше между этими детьми нет ничего общего. Один ребенок может говорить практически типично, но не может участвовать в двухстороннем разговоре, в то время как другой ребенок вообще не может говорить. Один ребенок может повторить по памяти все маршруты автобусов в городе, в то время как другой хочет играть только с игрушечным паровозиком, который он скатывает со стола. Другими словами, хотя у всех детей с аутизмом есть общие особенности, они очень сильно отличаются друг от друга.
Поведенческие аналитики, в силу своей квалификации, очень хорошо подходят для подобной ситуации – поведенческий анализ по определению базируется на индивидуальных особенностях поведения. Поведенческий аналитик применяет свое знание о лечении аутизма и свое понимание того, как эти трудности проявляются у вашего ребенка. Важно отметить, что поведенческий аналитик должен реагировать на эти трудности, отталкиваясь от индивидуальных способностей и мотивации вашего ребенка.
Каждая ситуация должна использоваться как возможность для обучения. Мы знаем, что раннее вмешательство при аутизме работает. Большинство маленьких детей с аутизмом очень хорошо реагируют на интенсивную АВА-терапию, а ранние успехи значительно увеличивают возможности для обучения и прогресса в более старшем возрасте. Как родители, вы заинтересованы в том, чтобы увеличить период активного обучения вашего ребенка, чтобы уменьшить симптомы аутизма и развить его сильные стороны. Это означает выбор наиболее эффективного и действенного лечения для ребенка – утомительная цель, если учесть обилие информации в Интернете и других источниках для родителей детей с аутизмом: соблазнительные обещания исцеления, простые решения, привлекательно упакованные комплексы терапий.
В рекомендациях и при выборе процедур для ребенка поведенческий аналитик в первую очередь ориентируется на те, которые были описаны в научной поведенческой литературе, в идеале, должны существовать экспериментальные данные об этих процедурах применительно к людям того же возраста и с тем же диагнозом, что и ваш ребенок. Сейчас существуют сотни научных исследований, которые задокументировали эффективность различных процедур поведенческого анализа для детей с аутизмом. Поведенческий аналитик сужает круг существующих процедур до тех, которые связаны с профилем вашего ребенка, например, его навыками, предпочтениями и пожеланиями его родителей, а также простоты внедрения той или иной процедуры.
Примеры хорошо изученных и эффективных процедур АВА включают подсказки, угасание, формирование, построение связей и дифференциальное поощрение. Некоторые наиболее известные подходы АВА, например, метод базисного ответа и обучение дискретными попытками, представляют собой сложные комбинации отдельных процедур. Однако все процедуры прикладного поведенческого анализа основаны на первоначальных принципах поведенческого анализа – науки о поведении, которая насчитывает более пятидесяти лет.
Ваш поведенческий аналитик не только проследит за тем, чтобы ребенок занимался только той терапией, которая поддерживается научными доказательствами, он должен супервизировать сбор данных, чтобы гарантировать, что терапия действительно работает. Если у вашего ребенка нет прогресса, то он должен рекомендовать модификации в терапии.
Если вы интересуетесь не поведенческими методами лечения, то поведенческий аналитик может вам помочь оценить эффективность и других подходов, чтобы вы могли принять более информированное решение о том, как максимизировать прогресс вашего ребенка и избежать неэффективного и потенциально опасного лечения. (Всем родителям детей с аутизмом, которые недавно узнали о диагнозе, рекомендуется прочитать главу, написанную Джиной Грин, «Оценка утверждений о лечении аутизма» в книге Кэтрин Морис «Поведенческие вмешательства для маленьких детей с аутизмом»).
Поведенческий аналитик ничего не обещает. Для АВА нет никакой гламурной упаковки. Это тяжелая эффективная работа, требующая немалого ума.
Поведенческие аналитики любят говорить о базисных видах поведения, и вам следует перенять у них эту привычку – мы все должны уделять внимание базисному поведению. Это поведение ведет к желательным изменениям в окружающей среде, что приводит к формированию все более и более сложного базисного поведения, что ведет к новым положительным изменениям в окружающей среде – это постоянная спираль развития навыков, которая ведет к новым жизненным возможностям.
Давайте посмотрим на пример базисного поведения – способность принимать решения. Для маленького ребенка с аутизмом принятие решений может начаться с выбора между двумя наглядными альтернативами. Это приводит к положительным изменениям в окружающей среде – он занимается тем, что сам выбрал, а не тем, что выбрал кто-то еще. Когда наши действия ведут к предпочитаемым результатам, мы склонны делать это снова. Итак, ребенок, с большой вероятностью, продолжит делать выбор – сначала из двух наглядных альтернатив, затем из нескольких устных альтернатив, и, возможно, в более отдаленном будущем он даже будет принимать участие в семейных дискуссиях на тему «чем нам заняться на выходных?»
Обучение навыку выбора из двух альтернатив является базисным, потому что это естественным образом ведет к развитию словарного запаса и независимого принятия решений. В нашем обществе мы высоко ценим способность принимать решения за самих себя, очень часто мы считаем способность делать выбор показателем нашего качества жизни. Таким образом, чем больше у вашего ребенка будет возможностей для выбора, и чем лучше у него развит навык для использования таких возможностей, тем счастливее он будет, и тем меньше у него будет проблемного поведения.
Поведенческий аналитик будет руководить программой вашего ребенка с целью развития базисных видов поведения, которые будут способствовать дальнейшему развитию учебных навыков и повысят качество жизни вашего ребенка.
Как мне найти квалифицированного поведенческого аналитика?
В первую очередь нужно искать в международной Сертификационной комиссии поведенческого анализа (Behavior Analysis Certification Board, BACB). У этой организации есть список поведенческих аналитиков, получивших сертификат комиссии (BCBA), в различных регионах. Образовательный минимум для BCBA включает: магистерскую степень по поведенческому анализу, практику поведенческого аналитика с супервизией другого специалиста, успешный результат сертификационного экзамена в комиссии.
У BCBA обязательно должен быть диплом не ниже магистерской степени в области поведенческого анализа, либо по смежной специальности (например, коррекционной педагогике или психологии). BCBA-D – это поведенческий аналитик с докторской степенью. Помимо минимальной квалификации BCBA обязана документировать свое постоянное профессиональное развитие – участие в конференциях, семинарах и дополнительных курсах. Каждый BCBA также обязан следовать Этическому руководству поведенческого анализа. Каждый BCBA несет ответственность перед населением своего региона, где он работает, и отвечает перед Сертификационной комиссией поведенческого анализа.
Это не значит, что специалисты без звания BCBA не являются профессионалами. Некоторые специалисты годами обучались поведенческому анализу и работали в этой области, но не получали сертификата комиссии. Более того, наличие сертификата еще не гарантирует, что это хороший поведенческий аналитик, или что этот аналитик подходит вашему ребенку.
Помимо минимальных требований, ищите такого поведенческого аналитика, который как минимум несколько лет работал с маленькими детьми с аутизмом, и который в курсе последних научных статей по аутизму. Наконец, как и в случае с любым специалистом, ищите того, с кем вам самим будет комфортно работать – подходящую партию.