07.05.13

Исследование. Поведенческая терапия нормализует работу мозга при аутизме

Изучение схем мозговой активности позволяет точнее оценить эффективность того или иного метода лечения аутизма

Автор: Эмили Сингер / Emily Singer
Перевод: Елизавета Морозова
Источник: Simons Foundation

 

Через 12 недель после обучения ключевым реакциям мозговая активность детей с аутизмом (в областях, закрашенных желтым) стала такой же, как и у детей в контрольной группе.

 

Обучение ключевым реакциям (pivotal response training) — одна из форм поведенческой терапии для лечения детей с аутизмом. Новое небольшое исследование показало, что эта терапия меняет мозговую активность детей с аутистическими расстройствами: нормализует работу мозга в некоторых областях и запускает компенсаторную активность в других. Результаты исследования были представлены на Международной встрече по исследованиям аутизма (IMFAR), которая проходит сейчас в Сан-Себастьяне, Испания.

«Мы обнаружили нечто поразительное. Те области, которые, как мы считали, не развиваются, начинали нормально работать благодаря минимальному лечению», — говорите ведущий автор исследования, Кевин Пелфри (Kevin Pelphrey), директор Детской нейрологической лаборатории Йельского университета.

По его словам, исследования схем мозговой активности может стать эффективным инструментом для оценки эффективности поведенческих или лекарственных методов лечения аутизма.

Обучение ключевым реакциям — это терапия, которая проходит в форме игры и основана на инициативе самого ребенка. Этот метод основан на принципах прикладного поведенческого анализа (applied behavioral analysis, АВА). Цель этого метода — обучить ребенка так называемым «ключевым реакциям», к которым относятся, например, инициация социального взаимодействия.

Терапия является базовым компонентом так называемой Денверской модели раннего вмешательства — это наиболее хорошо изученный вид терапии аутизма, чья эффективность была доказана во многих исследованиях. Ранее в прошлом году уже были опубликованы результаты исследования, которые показали, что эта модель нормализует активность мозга у маленьких детей с аутизмом, что показала энцефалография, но в том исследовании не сравнивалась активность мозга до и после прохождения лечения.

В новом исследовании десять детей в возрасте от 4 до 7 лет проходили терапию обучением ключевым реакциям в течение четырех месяцев. Дети проходили процедуру магнитно-резонансного сканирования мозга до и после курса терапии. Обучение ключевым реакциям нормализовало активность в нескольких областях мозга, включая правую заднюю верхнюю височную борозду, левую вентралатеральную префронтальную кору, миндалину и веретенообразную извилину. Все эти области мозга играют важную роль в социальном взаимодействии. Эти изменения в активности мозга соответствуют улучшениям поведения, которые наблюдались у детей, участвующих в исследовании, включая улучшение контакта глазами и способность поддерживать беседу.

Пелфри и его коллеги ранее уже продемонстрировали, что дети с аутизмом отличаются аномальной активностью в этих областях мозга, когда смотрят на биологическое движение, например, когда видят идущего человека.

Терапия также усилила активность в других областях мозга, включая вентрамедиальную префронтальную кору. Команда Пелфри ранее определила эти области мозга как компенсаторные — они наиболее активны у не аутичных братьев и сестер детей с аутизмом.

Пелфри и его коллеги планируют выявить схемы мозговой активности до терапии, которые могут предсказать эффективность обучения ключевым реакциям. «Мы предполагаем, что в этих случаях уже действует какой-то компенсаторный механизм», — говорит он, имея в виду активность в компенсаторных областях мозга. В данном исследовании терапия была эффективна для всех детей, так что исследователи не смогли определить, от чего может зависеть эффективность.

Сейчас эта же группа ученых проводит исследование в большей выборке детей, которая, в том числе, включает больше девочек, чем раньше. Ученые также хотят проверить, можно ли повысить эффективность терапии с помощью приема окситоцина — гормона, который сейчас проходит испытания как метод лекарственной терапии аутизма.