07.10.13

Вопрос-ответ. Почему социальные ситуации истощают при аутизме?

Почему дети и взрослые с аутизмом по определению вынуждены тратить больше усилий на общение с другими людьми

Автор: Билл Нейсон / Bill Nason
Источник:
Autism Discussion Page

 

socialdrain

 

Мне кажется, что нейротипичным людям (особенно педагогам и родителям) нужно осознать, что основная причина, по которой детям (и взрослым) в спектре аутизма трудно дается общение — это их неврологические отличия. Наш, нейротипичный, мозг обладает очень развитыми нейронными связями между различным мозговыми центрами, которые позволяют этим центрам постоянно сообщаться друг с другом. Это помогает нам анализировать различные источники информации одновременно, и по большей части этот анализ происходит на бессознательном уровне, и на него затрачивается минимум психической энергии.

С другой стороны, у людей с аутизмом нейронные пути между различными мозговыми центрами развиты слабо, из-за этого различным участкам мозга трудно эффективно сообщаться друг с другом. В результате, людям трудно одновременно обрабатывать информацию из разных источников. Там, где мозг нейротипичных людей делает несколько дел одновременно, быстро и на бессознательном (интуитивном) уровне, люди в спектре аутизма обрабатывают информацию «последовательно», по одной порции за раз, на сознательном уровне. Им приходится обдумывать то, что мы воспринимаем интуитивно и не думая.

При этом они могут прийти к тому же пониманию, что и нейротипичный человек, но это произойдет намного позднее (отсроченная реакция) и потребует гораздо больше психической энергии (поскольку они обрабатывают информацию на осознанном уровне).

Это похоже на то, что мы (нейротипичные люди) делаем во время социального мероприятия, которое является для нас совершенно новым опытом. Это как попасть в чужую страну — мы не понимаем языка присутствующих людей, равно как и их социальных обычаев. Не понимая местных социальных правил, мы начинаем внимательно наблюдать и считывать, что делают другие люди, оцениваем, как нужно себя вести, а потом пытаемся подражать их поведению. Это требует от нас большой концентрации внимания, анализа и оценки чужих ожиданий, действий на основе собранной информации, а затем оценки того, насколько успешными оказались наши действия. Такая концентрация внимания очень изматывает. То, что дается нам естественно и практически бессознательно, теперь требует концентрированных усилий. Именно это приходится делать людям с аутизмом каждый день. Одних попыток вести себя подобающе в обычный школьный день достаточно, чтобы сильно их утомить. А два часа на вечеринке по случаю дня рождения могут вызвать полное истощение у детей с аутизмом.

Эти отличия в восприятии могут крайне негативно отразиться на отношениях с другими людьми. Когда мы общаемся с кем-то, то мы очень быстро и одновременно обрабатываем информацию из разных источников. Когда мы слушаем собеседника, то мы одновременно обрабатываем произносимые им слова, оцениваем контекст, в котором он говорит, тон и интонации голоса, выражения лица, жесты и язык тела. Это позволяет нам понять не только то, что сказал другой человек, но и каковы его мысли, чувства и намерения. Одновременно с восприятием речи другого человека мы формулируем то, что мы сами думаем и чувствуем по этому поводу, а также то, что мы собираемся на это ответить. Когда мы отвечаем собеседнику, то мы одновременно считываем невербальную информацию, чтобы убедиться, что другой человек понимает нас и заинтересован в том, что мы говорим.

Для того, чтобы придерживаться разговора, мы обрабатываем большое количество этой невербальной информации (выражения лица, жесты, интонации голоса и так далее) бессознательно и тратим на это минимум психической энергии. Это позволяет нам без особых проблем устанавливать отношения с другими людьми. Однако людям с аутизмом приходится обрабатывать эту информацию последовательно, на уровне сознания, тщательно ее обдумывая. Такое восприятие требует большой отсрочки по времени и лишь обрывки информации подвергаются обработке, в результате чего человеку трудно увидеть «картину в целом».

Для того, чтобы уследить за ходом беседы, люди с аутизмом могут анализировать лишь «обрывки информации» в каждый отдельный момент времени, при этом очень часто они упускают основной смысл сказанного. Очень часто к тому моменту, когда человек проанализировал сказанное и сформулировал свой ответ, беседа уже перешла на другую тему. Естественно, обрывочная информация плюс отсрочка в ее восприятии приводит к ответам, которые «выпадают» из контекста общения. Для человека с аутизмом этот процесс может быть психически и эмоционально изматывающим. Неспособность воспринимать разного рода информацию одновременно — это основная причина многих социальных проблем людей с расстройствами аутистического спектра.

Проблемы с социальным восприятием характерны для всего спектра аутизма. Люди с такими проблемами могут обладать очень высоким интеллектом, но у них все равно есть эти проблемы с обработкой информации. Другим людям бывает трудно это понять. Они считают, что если у ребенка хорошо развита речь и есть высокие способности, то он «преднамеренно» не слушается инструкций или ведет себя не так, как все остальные. У более вербальных детей с более высокими когнитивными способностями этот аспект инвалидности может быть менее заметен, их трудности могут быть замаскированы. Именно поэтому очень важно, чтобы все значимые люди в жизни ребенка с аутизмом обязательно проходили обучение по пониманию аутизма и связанных с ним трудностей.