13.10.20

Вопрос-ответ. Почему «просто игнорировать» проблемное поведение может быть нежелательно

Поведенческий аналитик и школьный педагог детей с аутизмом о том, почему рекомендация просто игнорировать «плохое» поведение может быть проблематичной, и какие альтернативы ей можно использовать

Автор: Джессика Минахан / Jessica Minahan
Источник: Huffington Post

 

<

 

Некоторые дети ни перед чем не остановятся, чтобы привлечь ваше внимание. Они могут стучать по парте, рыгать, говорить неуместные вещи – даже самого опытного и преданного делу педагога такие виды поведения могут очень быстро измотать.

С течением времени, большинство детей учится более приемлемым способам привлечения внимания. Мешающие виды поведения идут на убыль. Тем не менее, всегда будут ученики, для которых проблемное поведение с целью привлечения внимания остается привычным. Они продолжают кричать, бросать вещи или иначе мешать всем окружающим, пока вы чувствуете беспомощность и раздражение.

В этих случаях можно услышать рекомендацию, которая вроде бы кажется вполне логичной – если мы знаем, что ребенку нужно внимание, и мы будем предоставлять его, то мы будем поощрять «плохое» поведение, а значит, нужно просто его игнорировать.

Но в реальной жизни все не так просто. Если ребенок прибегает к проблемному поведению, чтобы получить внимание, то это может быть связано с тем, что он испытывает сильный стресс или неприятные чувства, например, тревожность. Если мы игнорируем это поведение, то тревожность или стресс только возрастут, а поведение ребенка будет только ухудшаться.

Игнорирование может привести к поощрению более опасного поведения

Рафаель залез под парту во время математики. Когда его учительница проигнорировала это поведение, он переключился на то, что она не может игнорировать. Он приподнял парту и несколько раз громко стукнул ею по полу, пока учительница не отреагировала. Так Рафаель узнал, что громкий стук работает гораздо лучше, чем сидение под столом.

Педагоги могут невольно поддерживать эскалацию поведения своих учеников, которые сосредоточены на одном – их внимании. Если ученик обнаружит поведение, на которое взрослые в любом случае как-то реагируют, то он научится тому, что более опасное поведение эффективнее для получения внимания. В будущем ребенок перейдет на это поведение.

Игнорирование поведения может выглядеть как игнорирование чувств ребенка

Бетси учится в третьем классе, она перенесла тяжелую психологическую травму и страдает от генерализированного тревожного расстройства. Она просит у учительницы больше крекеров. Ей объясняют, что все получили по шесть крекеров, поэтому будет нечестно давать ей больше, да и крекеров не осталось. Лицо Бетси выражает недовольство, она скрещивает руки на груди и начинает бить ногой по столу. Учительница игнорирует ее и начинает занятие в кругу, сказав Бетси присоединяться ко всем, когда она будет готова. Бетси продолжает сидеть и стучать ногой по столу, по ее щекам ручьями стекают слезы, и это продолжается 28 минут до окончания урока.

Поведение – это коммуникация. Это относится и к поведению педагогов. С точки зрения Бетси, учительница игнорирует ее из-за равнодушия и антипатии к ней. Этот случай негативно отразился на их отношениях, доверие ученицы может снизиться, и в будущем она может реже следовать инструкциям учительницы.

На самом деле, все было совершенно не так. Учительница очень переживала за Бетси, часто она много часов планировала и думала о том, как ей лучше помочь. Когда ей указали на то, как можно интерпретировать ее игнорирование проблемного поведения, она почувствовала себя ужасно и попросила подсказать ей альтернативы.

В случае сомнений – подтверждайте чувства

Проблемное поведение с целью привлечения внимания может быть таким неприятным, что мы не всегда реагируем сочувственно. Обозначение и подтверждение эмоций ученика часто помогает снизить интенсивность поведения. Возможными ответами могут быть: «Мне жаль, что ты расстроена» или «Я знаю, что это для тебя тяжело».

Учительница Бетси могла дать сочувственный ответ: «Мне жаль, что я не могу дать тебе больше крекеров. Я тоже иногда злюсь, когда не могу съесть то, чего мне хочется». Таким образом, ученица поймет, что учительнице не все равно, даже если ей не нравится этот ответ. Ответ также может помочь учительнице понять и признать, что просьба о добавке – это пустяк, и, может быть, можно было найти какой-то компромисс, например, одолжить крекеры в соседнем классе.

Что именно получает ребенок от проблемного поведения?

Для того, чтобы снизить проблемное поведение, нужно подобрать альтернативу простому игнорированию. А для этого нужно понять, почему конкретно ребенок прибегает к поведению ради негативного внимания.

В первую очередь, дети ищут негативного внимания, потому что получить его проще, чем позитивное внимание. Кроме того, позитивное внимание часто предоставляется непредсказуемо и проявляется не так заметно. Например, ребенок правильно и самостоятельно выполняет учебные задания в классе, но все, что он получает – легкая улыбка, одобрительный кивок, галочка в рабочей тетради, может быть, дежурное и монотонное «молодец». И все это за работу в течение 40 минут! Теперь представим, что этот ученик швырнул свой учебник через весь класс. В результате, оказывается, что такое поведение:

– Экономно: одно движение позволяет получить немедленную реакцию.

– Предсказуемо: поведение позволяет получать реакцию каждый раз.

– Приводит к более явному поощрению: у учителя меняется выражение лица, он говорит более эмоциональным и громким голосом.

– Позволяет получить более интенсивную реакцию: учитель может охнуть, закричать, подбежать к ученику, начать разбирать его поведение, может быть, даже других взрослых привлечет к этому процессу.

Поэтому в первую очередь нам нужно придумать альтернативные стратегии, которые позволят ребенку получить позитивное внимание такой же интенсивности, что и внимание в ответ на нежелательное поведение.

Альтернативы игнорированию

Более эффективное позитивное внимание

Если у ребенка низкие социальные навыки и есть проблемные виды поведения, то ожидаемое и уместное поведение – это уже достижение для него. Я рекомендую отмечать ожидаемое поведение как можно чаще. Например, реагируйте на то, что он зашел в класс и сел за парту. Если ученик редко отвечает во время урока, то поблагодарите его за активное участие, даже если он ответил не совсем правильно.

Более последовательное и предсказуемое позитивное внимание

Полезный навык – носить при себе таймер, который срабатывает каждые несколько минут, и напоминает вам уделить ребенку позитивное внимание. Совсем не обязательно скрывать этот таймер от ученика! Просто скажите: «Через пять минут я проверю, как у тебя дела». Затем установите таймер так, чтобы он видел отсчет времени. Таким образом, ученик может предсказать, когда вы уделите ему внимание.

Более очевидное позитивное внимание

Когда мы злимся, наш голос и мимика более яркие. А вот позитивное внимание часто невербальное и малопримечательное. Используйте преувеличенные эмоциональные реакции и тон голоса, когда уделяете ребенку позитивное внимание. Это особенно важно для ребенка, которому сложно понимать социальные сигналы.

Драматичные и интенсивные позитивные реакции

По счастью, дети редко хотят получать драматичное негативное внимание, которое позволяет ребенку почувствовать собственный контроль (например, целых пять взрослых «отлавливают» его, когда он выбежал из здания). Если же ребенок действительно прибегает к проблемному поведению ради очень драматичной и гипертрофированной реакции, важно это осознавать. В этом случае, альтернативное позитивное внимание за ожидаемое и уместное поведение должно по энтузиазму не уступать команде поддержки на стадионе.

Выход из замкнутого круга

Приоритет для педагогов – это помочь всем ученикам чувствовать заботу и уважение. Мы должны помнить о том, что проблемное поведение – это способ ребенка сообщить нам о своем стрессе или тревожности, и нам нужны более проактивные и сочувственные подходы, чем просто начать игнорировать ребенка.

Чтобы выйти из замкнутого круга, когда ученик пробует все новые виды поведения для привлечения внимания, мы должны сделать ставку на наше позитивное внимание, которое сможет эффективно конкурировать с негативным вниманием по эффективности, предсказуемости, очевидности и интенсивности.

Иногда достаточно прибегать к этим техникам в течение непродолжительного времени, и это разрывает замкнутый круг. После этого вы можете постепенно снижать частоту позитивного внимания и его интенсивность, одновременно продолжая работать над позитивными отношениями с ребенком.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь»