17.10.20

Вопрос-ответ. Почему для «проблемного» поведения всегда нужна замена

Поведенческий аналитик о том, что нежелательное поведение нужно менять не запретами, а обучая другому поведению

Автор: Сэм Бланко / Sam Blanco
Источник: Different Roads to Learning

 

 

Я уже много писал о важности поощрений, но мне хотелось бы привлечь внимание к еще одной очень важной концепции: замещающее поведение.

Мы все можем с легкостью поддаться привычке говорить детям, что им НЕ надо делать. «Не трогай это!», «Не ковыряй в носу!», «Не бегай!». Это не самая эффективная стратегия. Мы добьемся от ребенка гораздо лучших результатов, если будем говорить, ЧТО ему делать вместо этого.

Вот несколько примеров того, какому замещающему поведению вы можете учить ребенка:

– Ребенок отказывается разговаривать и уходит, если он не понял вопрос. Вы можете научить его говорить: «Я не понимаю» или «Можете объяснить?» Сначала вы можете смоделировать для ребенка то, что он может сказать. Затем вы можете потренироваться в таких ответах, проигрывая ситуацию по ролям один на один. Потом вы можете обобщить этот навык в классе или другой естественной ситуации, где ему может потребоваться этот навык.

– В начале урока математики ребенок нередко пытается убежать из класса. Познакомьте ученика с сигналом или символом (например, он может показывать карточку «стоп»), с помощью которого он может попросить перерыв. Поначалу вы можете отпускать его на перерыв каждый раз, когда он правильно использует сигнал. Затем вы будете предоставлять перерыв только после выполнения одного задания по математике, потом количество заданий будет увеличиваться. Это позволит ему получать перерывы безопасным и уместным опытом, не прерывая урок.

– Когда ребенок поел, он отталкивает тарелку от себя, после чего она оказывается в центре стола, если не на полу. Вы можете научить его класть тарелку в раковину. Для начала он может класть в раковину только вилку. Потом вы можете добавлять все новые и новые предметы до тех пор, пока он не начнет правильно и самостоятельно вести себя за столом. Другой вариант, можно научить ребенка использовать символ или сигнал как в предыдущем примере, чтобы выйти из-за стола, или можно научить его говорить: «Я могу идти?»

Замещающее поведение должно отвечать следующим требованиям:

– Оно не должно требовать больших усилий, ребенок должен выполнять это поведение с легкостью.

– Вы целенаправленно обучаете замещающему поведению в ситуации один на один. У ребенка должна быть возможность множество раз применить новое поведение. Нельзя учить новому поведению, когда ребенок уже демонстрирует проблемное поведение.

– Ребенок должен получать поощрение за то, что он практикует замещающее поведение во время обучения.

– По возможности, замена должна выполнять ту же функцию, что и проблемное поведение. Например, если ребенок прибегает к поведению, чтобы чего-то избежать, то замещающее поведение должно учить более уместному способу избегания.

Нередко ситуация кардинально меняется просто потому, что вы начали учить ребенка замещающему поведению. В других случаях вам понадобится объединять обучение замещающему поведению с другими стратегиями. Например, это может быть дифференциальное поощрение – вы поощряете ребенка за замещающее поведение и не поощряете за проблемное.

Одно я знаю точно, определение подходящего замещающего поведения и обучение ему – это основополагающая часть практически каждой программы по коррекции поведения, и ее нельзя игнорировать.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».