09.11.20

Вопрос-ответ. Онлайн-обучение и аутизм: 3 способа повысить вовлеченность ученика

Учительница аутичных детей о том, как можно удержать внимание учеников с особенностями развития во время вынужденного дистанционного обучения

Источник: Autism Classroom News
Автор: Кристин Рив / Christine Reeve

 

 

В специальном образовании онлайн-обучение, особенно если речь идет о детях с аутизмом или другой значительной инвалидностью, дается очень нелегко. Многим таким ученикам сложно воспринимать инструкции даже при очном обучении в школьном классе. Сосредоточиться на педагоге на экране и выполнять инструкции, которые даются онлайн, гораздо сложнее.

Я решила подготовить серию статей, в которых я, насколько смогу, постараюсь рассмотреть, какие реальные и практичные стратегии могут облегчить дистанционное обучение и возвращение к обычной школьной учебе, когда пандемия пойдет на спад. В этой заметке я сосредоточусь на видеоконференциях с учениками, а не на организации дистанционного обучения в целом, которое включает много оффлайновой работы.

Видеоконференции для обучения детей с аутизмом

Видеоконференции позволяют вам взаимодействовать с учениками в реальном времени, а значит, давать им прямые инструкции. И вы можете непосредственно наблюдать за учениками (и их семьями), что позволяет вам работать над развитием отношений с ними.

Во время онлайн-обучения поддержать вовлеченность детей может быть очень сложно. Многие из них так и не научились следовать инструкциям людей, если те не находятся непосредственно рядом с ними. У многих наших учеников есть проблемы с концентрацией внимания, а сосредоточиться при онлайн-обучении им еще сложнее.

Многим нашим ученикам сложно активно участвовать в обучении онлайн потому, что они незнакомы с такой формой образования, и в силу их особенностей их нужно целенаправленно обучать ей. Однако если подумать о долгосрочной перспективе, онлайн-образование получило большое распространение за последние несколько лет, и, если вы разовьете у них такие учебные навыки сейчас, они будут гораздо лучше готовы к образованию в 21 веке в целом.

Онлайн-занятия также вызывают стресс у многих педагогов. Некоторым кажется, что они скорее выступают, чем учат. Другим сложно работать, когда за ними наблюдают находящиеся рядом родители. Наконец, некоторым просто сложно адаптировать свои уроки к подобному формату.

Как повысить вовлеченность ребенка в учебный процесс онлайн

Ниже приводятся три рекомендации, которые позволяют уменьшить стресс всех участников и повысить эффективность онлайн-работы. Конечно, дистанционное обучение в принципе не подойдет каким-то детям. Но по своему опыту могу сказать, что многие наши ученики нас удивили и показали отличные результаты при таком формате.

1. Увеличьте применение визуальной поддержки во время онлайн-занятия

Я большая сторонница использования визуальной поддержки для детей с аутизмом, так что вряд ли удивительно, что мой первый подход к онлайн-занятиям – увеличить объем визуальной поддержки.

Ученики с аутизмом склонны к тревожности в непривычных ситуациях, а дистанционное обучение – одна из таких ситуаций. Визуальная поддержка уменьшает тревожность и проясняет ожидания от них. Распорядок другой, физическое пространство лишено привычных сигналов для школьной учебы. Например, у него «урок» в Zoom, но он сидит дома, а не в классе… Так что ребенку нужна визуальная поддержка как «опора».

Вот два примера визуальной поддержки, которую можно использовать во время онлайн-занятий:

Правила класса

Как в обычном классе, онлайн-классу нужны правила поведения, записанные и отображенные визуально. Даже мои университетские студенты нуждаются в четком списке ожиданий от курса и правилах поведения во время онлайн-занятий. Вашим ученикам с аутизмом тоже нужны четкие и наглядные правила поведения в онлайн-классе.

Студентам я могу просто написать правила, но нашим школьникам, скорее всего, нужны фотографии или картинки рядом со словами. Кроме того, в начале каждого занятия нужно привлечь внимание к правилам класса, позитивным тоном повторить ваши ожидания.

Убедитесь, что в начале онлайн-занятия ученики видят список правил, и повторите их снова. Во время урока регулярно демонстрируйте правила и напоминайте, какого поведения вы ждете.

Если вы используете систему поощрения, то свяжите ее с соблюдением правил класса. Например, в конце каждого задания показывайте на экране правила, и награждайте поощрением ученика, если он следовал им.

Визуальное расписание занятия

Мы все знаем, что визуальные расписания – это ключ к успеху наших учеников с аутизмом и другими нарушениями развития. Визуальные расписания могут быть еще важнее во время обучения онлайн.

Так что обязательно сделайте визуальное расписание для урока или занятия с учеником онлайн. При переходе к следующей части урока всегда показывайте на экране все расписание целиком, и обращайте внимание, что вы будете делать сейчас. Когда задание выполнено, вычеркивайте его на расписании и показывайте, какое задание идет следующим.

Если у вас есть возможность, то пошлите визуальное расписание ученику домой. Так он сможет заранее представить, как будет проходить урок, и сможет следить за расписанием рядом с собой, а не только на вашем экране. У такого подхода есть дополнительный бонус – сам ученик может отмечать расписание и говорить вам, что нужно делать теперь, что повышает его вовлеченность в занятие.

Что касается вашей копии расписания, то вы можете сделать его на бумаге и просто держать в руках, время от времени вы будете подносить его к камере. Или же вы можете создать электронное расписание в файле и поделиться им с учениками.

2. Используйте повышенный аффект

Это может прозвучать странно, но вам лучше проявлять бурные эмоции. Когда вы учите онлайн, важно вести себя гораздо более драматично, чем вы ведете себя в нормальных условиях. Впрочем, если вы занимаетесь с дошкольниками, то для вас это не составит труда, так как вы, с большой вероятностью, к этому привыкли. Говоря кратко, онлайн гораздо сложнее передать нюансы во время коммуникации, поэтому их нужно будет сильно преувеличивать. Конечно, во время видеоконференции это гораздо проще, чем в электронном письме. Но эмоциональный тон голоса играет гораздо большую роль в дистанционном формате, по сравнению с реальной жизнью.

Кроме того, вам нужно будет чаще делать паузы и гораздо чаще подбадривать ученика устно. Видеоконференции нередко «подвисают». Так что для того, чтобы получить ответ, нам нужно ждать дольше.

В целом, ваша мимика должна быть немного преувеличенной, а эмоции в вашем голосе должны быть более выраженными. Одна моя коллега называет это «пробудить свою внутреннюю воспитательницу детсада». Разумеется, вы будете адаптировать эмоциональность и тон в зависимости от потребностей конкретных детей.

Подводя итоги, предоставляйте больше времени на восприятие ваших слов и добавляйте больше эмоций, чем во время очных занятий.

3. Начинайте занятие с чего-нибудь веселого

Главный секрет повышения вовлеченности во время онлайн-занятий – это «подцепить» учеников на подходящий крючок. Это значит, что первое задание в расписании урока должно быть каким-то веселым поощрением. Есть несколько способов, позволяющих этого добиться.

Вы можете начать онлайн-занятие с чего-то, что доставляет ребенку удовольствие и является поощрением. Например, с маленькими детьми вы можете выдувать и лопать мыльные пузыри, пока они наблюдают. С более старшими учениками, вы можете посмотреть их любимый веб-сайт на общем экране.

Другой вариант – для разогрева ученики могут сделать «доклад» в начале занятия о чем-то, что есть у них дома. Например, о своем домашнем любимце, или они могут показать свою любимую игрушку. Во время групповых занятий это может быть хорошей возможностью потренироваться в том, чтобы делать что-то по очереди и слушать других.

Или вы можете начать занятие с игры. Я предпочитаю игры, которые включают какие-то движения или социальное взаимодействие. Мне кажется, что при дистанционном обучении такие игры становятся еще более актуальными.

Возможные игры во время онлайн-занятий: «Саймон говорит», «20 вопросов» (в зависимости от коммуникативного уровня учеников), «Виселица», «Море волнуется» (для этого я использую визуальные подсказки «стоп» и «старт», чтобы показать, когда нужно замереть).

Больше всего я люблю играть в «Бинго», потому что его можно использовать для самых разных целей. В него можно играть при занятиях один на один или в группе. Файлы с карточками для «Бинго» легко сделать самим, после этого вы «раздаете» карточки ученикам. Это может быть «Бинго физических упражнений» или «Бинго доброты». Вы можете случайным образом тянуть карточки с надписями как в ячейках бинго из коробки или шляпы.

В «Бинго физических упражнений» педагог вытягивает и называет какое-то упражнение. Если оно есть на карточке ученика, он должен его продемонстрировать или выполнить определенное количество раз.

В «Бинго доброты» это разное доброе поведение. Если оно есть на карточке ученика, то он может или привести пример того, как он это делал, или сделает в будущем. Например, если на карточке написано «делиться», ученики могут описать, как они делились чем-то с членами семьи, или чем они планируют поделиться.

Карточки для бинго я делаю в Гугл-слайдах или в PDF, чтобы их можно было прислать ученикам. Они могут открывать их на компьютере (в них также можно включить возможность ставить отметки) или распечатать, если есть такая возможность.

Заключение

Эти подходы могут сработать для одних детей, но не для других. Главное правило для повышения вовлеченности – убедитесь, что вы превращаете самих себя в «поощрение» для учеников и их родителей, которые помогают вам в процессе обучения.

Если подвести итоги, то важно использовать больше визуальной поддержки, чтобы прояснить свои ожидания и структуру занятий, увеличить свою собственную эмоциональную вовлеченность и всегда начинать занятие с чего-то веселого. Не обязательно тратить на это много времени, главное, чтобы это было интересно ученикам.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».