27.10.20

Исследование. Онлайн-обучение поведенческой терапии для родителей детей с аутизмом эффективно

Новое исследование показало, что родители могут успешно осваивать поведенческие методики дистанционно

Источник: Disability Scoop

 

 

Исследование американских ученых, недавно опубликованное в журнале «Journal of Applied Behavioral Analysis», показало, что телемедицинские (дистанционные) методы поддержки родителей детей с аутизмом могут быть достаточно эффективной заменой при недоступности или недостаточности очных услуг.

Это исследование особенно актуально в свете пандемии коронавируса и связанных с ней ограничений, когда многие дети с нарушениями развития лишились необходимых услуг. Хотя очная помощь всегда более желательна, даже если не брать в расчет пандемию, семьи не всегда могут встретиться с квалифицированными специалистами по разным причинам.

В рамках онлайн-обучения родители смогли усвоить основные концепции поведенческой терапии и успешно применяли их со своими детьми в повседневных ситуациях.

«Родители играют важную роль в терапии симптомов аутизма своих детей. Поэтому критически важна разработка эффективного, приемлемого и доступного обучения родителей методикам, которые они могут использовать, – говорит Уэйн Фишер, директор Центра исследований аутизма, образования и услуг при Университете Рутгерса, США, который возглавлял это исследование. – Тем не менее, у многих родителей нет возможности пройти курс обучения, посещая цикл семинаров. Этому могут препятствовать географическое положение, экономические ограничения, отсутствие времени, недавно к этому списку прибавилась и пандемия. Все это может затруднить организацию очного обучения».

В исследовании участвовали 25 родителей детей с аутизмом, у которых ранее не было никакого опыта в отношении прикладного анализа поведения – стандартного подхода помощи детям с нарушениями развития.

Тринадцать родителей проходили девять мультимедийных модулей продолжительностью от 35 до 60 минут и проигрывали ситуации по ролям с исследователями. Остальные участники исследования просто продолжали получать ту поведенческую помощь, которую изначально получали их дети.

В начале исследования внешние независимые эксперты оценивали видео с родителями из обеих групп, на которых они отвечали на вопросы исследователей. Вопросы были описаниями поведения, типичного для детей с аутизмом. Обе группы показали одинаково низкий уровень навыков. Однако те родители, которые прошли виртуальное обучение, продемонстрировали «значимое улучшение в корректных навыках» на конец исследования, в то время как уровень знаний родителей из другой группы практически не изменился.

Авторы исследования отмечают, что родители, прошедшие онлайн-обучение, очень высоко оценили программу и ее эффективность.

«Эти данные показывают, что виртуальное обучение родителей сложным поведенческим процедурам вполне возможно, и что родители хорошо воспринимают такие методы», – говорит Фишер.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».