Новости Фонда: Образовательный продукт «Расстройства аутистического спектра»
Фонд «Выход» и Министерство образования провели совместную пресс-конференцию
25 апреля фонд «Выход» при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации представил междисциплинарный интегрированный мультимедийный образовательный продукт «Расстройства аутистического спектра». Пресс-конференция была приурочена к месяцу информирования об аутизме. В ней приняли участие заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Татьяна Юрьевна Синюгина, президент фонда «Выход» Авдотья Андреевна Смирнова, программный директор Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» Марина Юрьевна Михайлова, детский невролог, научный эксперт фонда «Обнаженные сердца» Святослав Васильевич Довбня.
Образовательный продукт, который фонд «Выход» подготовил при поддержке Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», представляет собой лекционный онлайн-курс для ВУЗов «Расстройства аутистического спектра» и одноименный печатный учебник к нему, который выпущен издательством «Практика». С курсом интегрированы два сервиса: онлайн-энциклопедия, где собраны все понятия и имена, которые звучат сегодня при описании расстройств аутистического спектра («Аутизм. Энциклопедия»), и пополняемый архив современных научных публикаций с рефератами на русском языке («Аутизм. Исследования»).
Санкт-Петербургский государственный университет разместит курс на платформе openedu.ru.
Автор курса и учебника – Елена Леонидовна Григоренко, профессор Йельского университета и медицинской школы Байлора, заслуженный профессор психологии Хьюстонского университета, ведущий ученый Лаборатории междисциплинарных исследований раннего детства СПбГУ, доктор психологических наук, глава экспертного совета фонда «Выход». «Задача курса – дать читателю базовые знания о современном научном понимании расстройств аутистического спектра и о существующих методах вмешательства и поддержки. Но мне хотелось бы, чтобы еще вы вынесли из него чувство уважения, понимания и эмпатии к людям с РАС, потому что мы все существуем в едином общем пространстве, которое подразумевает равенство и принятие друг друга», – написала Елена Григоренко в обращении к слушателям курса.
В начале пресс-конференции Т.Ю. Синюгина подчеркнула, что сегодня сфера педагогической помощи детям с особенностями развития нуждается в обновлении: «Мы живем в эпоху цифрового образования, которое позволяет сократить дистанцию между обучающимся и миром современного знания. В этой сфере необходимо развитие междисциплинарного сотрудничества, в том числе международного. Очень существенно, что образовательный продукт «Расстройства аутистического спектра» представляет собой не только лекционный курс, но и справочные исследовательские сервисы. Реализация этого проекта представляется нам одной из эффективных форм сотрудничества государства и благотворительных фондов. Мы рассчитываем, что образовательный продукт позволит повысить качество профессиональной подготовки специалистов, педагогов, работающих с детьми с расстройствами аутистического спектра.» Татьяна Юрьевна, педагог-дефектолог по образованию, добавила, что во времена, когда она училась, им в вузе не давали никаких знаний по теме РАС, их просто не было. Очень важно, чтобы эта ситуация в корне изменилась.
Затем слово взяла А.А. Смирнова. Она поблагодарила МОН за то, что он в первую очередь оказывает поддержку тем подходам к работе с РАС, которые имеют признанные мировой наукой доказательства эффективности, а также благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее», который оказал финансовую помощь при работе над мультимедийным курсом Григоренко. Смирнова рассказала, как устроен образовательный продукт и в чем его важность. «Это рабочий инструмент, необходимый для всех, кто занимается темой РАС – не только для студентов и магистрантов, но и для семей, которых коснулась проблема аутизма и которые тоже становятся специалистами». Она продемонстрировала работу рубрикатора в сервисе «Аутизм. Исследования», показала, как действует система поиска в «Энциклопедии», и подчеркнула, что образовательный онлайн-продукт – это своего рода пополняемая периодическая таблица: структура не изменится, но будут появляться новые элементы. В заключение Смирнова добавила, что фонду «Выход» важно сотрудничество с фондом «Обнаженные сердца», поскольку работа обеих этих организаций основана на научном подходе.
В свою очередь С.В. Довбня анонсировал книгу, которую готовит фонд «Обнажённые сердца»: «Дети с расстройствами аутистического спектра в детском саду и школе: программы с доказанной эффективностью». Пособие посвящено современным подходам к развитию и оценке коммуникации и социальных навыков, стратегиям поведенческого вмешательства, использованию разных видов визуальной поддержки.
М.Ю Михайлова в своем выступлении сказала: «Одним из приоритетных направлений своей деятельности Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» считает помощь в создании современных образовательных проектов, учитывающих новую цифровую реальность, важных в том числе и для развития инклюзивных программ. Именно поэтому мы оказали поддержку при подготовке онлайн-курса «Расстройства аутистического спектра» и надеемся сотрудничать с фондом «Выход» и дальше».
О важности не только педагогической, но и медицинской работы с РАС говорил В.И. Бородин: «Помощь детям и взрослым людям с РАС требует не просто комплексного, а именно междисциплинарного подхода по причине сложной структуры и хронического течения данной патологии, приобретающей характер судьбы. К этой судьбе должны быть причастны и специалисты разного профиля, и государственные структуры, и общество в целом. И значение образования и просвещения здесь невозможно переоценить.»
В заключение слово вновь взяла Т.Ю. Синюгина. Она сказала, что МОН будет рекомендовать курс, чтобы высшая школа как можно активнее принимала его в работу.