Исследование. Повторяющиеся движения при аутизме могут быть способом адаптации к окружающей среде
В рамках нового подхода к лечению аутизма, аутистов поощряют приспосабливаться к окружающей среде вместо обучения полностью новому поведению
Исследования в области аутизма и расстройств аутистического спектра (РАС) — стремительно развивающаяся область. Два новых исследования, опубликованных в журнале «Frontiers in Neuroscience», публикующем статьи о наиболее выдающихся открытиях в области неврологии, выявили потенциально новый способ диагностики и лечения аутизма.
Современные методы диагностики аутизма и расстройств аутистического спектра опираются на метод наблюдения и последующую категоризацию поведения ребенка. Наиболее распространенными поведенческими признаками аутизма являются повторяющееся поведение и упорядочивание: очень многие аутичные дети совершают однообразные движения руками и ногами, а некоторые выстраивают объекты в определенной последовательности. В прошлом, специалисты обращали внимание только на поведение, а не на сами движения и их причины.
Аутизм вызван изменениями в мозге во время развития. В результате этих изменений, люди с аутизмом как правило ведут себя нетипично, имеют проблемы с коммуникацией и развиваются не так, как все остальные. Зачастую люди не понимают почему аутисты так не похожи на них и думают, что странное поведение аутиста или его представления о мире – результат неправильного обучения или нарушения процессов работы головного мозга и мыслительных процессов. Однако, новое исследование стремится доказать, что люди с аутизмом по сути такие же как и все остальные.
По мнению данной группы исследований, повторяющиеся движения не являются проявлением заболевания, а скорее способом решения проблемы человеком, чувствующим тревогу и неуверенность, будучи выдернутым из привычной среды или поставленным перед лицом новых обстоятельств, требующих социальной активности. Таким образом, такие движения аутистов являются преднамеренными и их вариации могут служить признаком целенаправленного поведения — поведения, ранее считавшегося невозможным для людей с аутизмом.
Первое исследование изучало группу из 78 аутистов в возрасте от 3-х до 61 лет. Все они были проинструктированы дотронуться рукой до определенного изображения, которое они выбрали заранее, всякий раз, когда оно появляется перед ними на экране. Записывалось время и частота движений по направлению к изображению.
Исследователи могли регистрировать микродвижения или целенаправленные движения. Они обнаружили, что микродвижения были эквивалентны осознанному действию по быстрому прикосновению к экрану, а вовсе не были хаотичным тыканьем в экран, как это было принято предполагать про людей с аутизмом. Отрегулированная скорость движения во время проведения эксперимента дала возможность пронаблюдать, что многие участники эксперимента не преминули возможностью изучать его какое-то время — проверить что произойдет, если они будут двигаться быстро или медленно. Некоторые из движений не имели четкого обоснования, но все равно могут быть истрактованы как осмысленные движения, если их делал участник зксперимента старше восьми лет.
Когда участникам эксперимента было предложено выполнить то же задание, но с новым изображением, быстрота их реакции не изменилась, так как они уже знали что делать и как двигаться. В то время как у некоторых участников эксперимента возникли трудности при изменении задания, более вербальные участники и люди более старшего возраста перестроились лучше всех.
Хотя результаты этого эксперимента не проливают свет на способность аутистов принимать социально приемлемые решения, они объясняют причину повторяющихся движений. Исследователи объясняют, что нетипичные или повторяющиеся движения аутистов — это их способ решения проблемы, и в этом нет ничего такого уж необычного. На самом деле аутисты способны к адаптации и целенаправленным движениям, но по причине того, что они развиваются по-другому, их цели не в рамках эксперимента, могут отличаться от того, что принято считать нормальными, стандартными целями.
Замеры движений и микродвижений — новаторский способ диагностики аутизма и РАС. «Это исследование может позволить диагностировать аутизм в еще более раннем возрасте и тем самым начать коррекционную терапию как можно раньше», — считает Джордж В. Хосе, доктор наук, физик-теоретик и вычислительный нейробиолог из Университета Индианы.
Новый способ выявления аутизма должен повлечь за собой и изменения в коррекционной терапии. Современные коррекционные методы занимаются коррекцией поведения. Терапия сфокусирована на обучении детей ходить, говорить, обучению самостоятельности и коммуникационным навыкам. Но все же, некоторые методы лечения уделяют внимание эффективности проб и ошибок в сочетании с адаптацией целенаправленных действий, которые аутист уже перенял и изучил из своего опыта и окружения.
Новый подход коррекционной терапии, разработанный теми же исследователями, наконец-то позволит детям с аутизмом и расстройствами аутичного спектра изучать причину и следствие. Реакция аутиста на эту связку, причина-следствие, зачастую остается неизученной, потому что сегодняшняя терапия стремится аннулировать то, что было результатом «неестественного» мыслительного процесса. В процессе исследования 25-ти аутичных людей в возрасте от 6-ти до 25-ти лет, был разработан новый метод коррекционной терапии. Участникам исследования был предоставлен доступ к изображениям или другим данным, которые им нравились, если они разобрались какие наборы действий и положения рук запускают эти изображения на компьютере. Компьютер был настроен запускать изображения только если до изображения дотронулись в «зоне интереса» и только если рука находилась рядом или в этой зоне. Участники эксперимента пытались разобраться как заставить компьютер показывать изображение как можно дольше.
Исследователи наблюдали готовность почти каждого участника изучить, на что будет реагировать компьютер. В процессе изучения интерфейса было сделано несколько хаотичных и несвязных движений, так как участники методом проб и ошибок пытались найти на какие именно движения и положения рук реагирует компьютер и принимали решение сделать это своим специальным движением. Важно отметить, что участники не были проинструктированы сделать то или иное действие, также они не получали прямых инструкций, как это обычно делается во время терапии, они только словесно поощрялись. Даже при отсутствии постоянной практики, усвояемость материала была сохранена и улучшена в течении 2-4 недель. Эти результаты демонстрируют, что люди с аутизмом могут адаптировать свои сенсорно-моторные возможности и не нуждаются в командах и уговорах для того, чтобы учиться.
Результаты этих исследований показывают, что для того, чтобы улучшить самостоятельность и уверенность в себе, необходимые для взрослой жизни, в идеале нужно опираться на сильные стороны аутиста, которые у него уже есть. Жить нормальной жизнью после диагноза «аутизм» бесспорно возможно, но только, если коррекционная терапия начинает применяться на ранней стадии и эффективно. Результаты новых исследований, возможно, будут через какое-то время превращены в общедоступные методы терапии и диагностики, так как они развенчали устоявшиеся мнения об аутизме.
Ссылки:
Torres EB, Brincker M, Isenhower RW, et al. Autism: The Micro-Movement Perspective. Frontiers in Neuroscience. 2013.
Torres EB, Yanovich P, Metaxas DN. Give spontaneity and self-discovery a chance in ASD: Spontaneous peripheral limb variability as a proxy to evoke centrally driven intentional acts. Frontiers in Neuroscience. 2013.