26.10.16

Новости Фонда: Названы лучшие инклюзивные школы России

Одной из них стала воронежская школа № 92, где есть ресурсный класс

школа-92

По результатам III ежегодного конкурса «Лучшая инклюзивная школа России», результаты которого объявила министр образования и науки Ольга Васильева, средняя общеобразовательная школа №92 г. Воронежа, где в 2015 году открылся ресурсный класс, вошла в пятерку лучших. Сегодня 70 детей с РАС в Воронежской области обучаются в общеобразовательных школах, где созданы ресурсные классы. Обучение тьюторов и учителей, а также супервизию, вместе с правительством Воронежской области финансирует фонд «Выход».

«В 2013 году в партнерстве с правительством Воронежской области мы приступили к реализации программы «Аутизм. Маршруты помощи». Вместе с представителями департаментов и при участии воронежской общественной организации «Искра надежды» мы искали формат, позволяющий удовлетворить запрос родителей детей с аутизмом на инклюзивное образование. Этим форматом и стали ресурсные классы. То, что школа, где есть такой класс, названа одной из лучших в стране – очень важная и радостная новость для нас», – сказала Авдотья Смирнова.

«Для Воронежского института развития образования чрезвычайно важно, что работа по созданию ресурсных классов для детей с аутизмом оценена по достоинству, – говорит Александр Митрофанов, проректор ВИРО, на базе которого при содействии фонда «Выход» организовано научно-методическое сопровождение проекта ресурсных классов. – Обеспечить принципы инклюзии можно только в том случае, если образование детей с ОВЗ – и в том числе, детей с РАС – располагается не в поле коррекционного, а в поле общего образования. По сути каждая школа должна стать инклюзивной, чтобы родители, если они сделали выбор в пользу общеобразовательного учреждения, могли отдать ребенка учиться недалеко от дома, а не возить на другой конец города, потому что только там есть школа с ресурсным классом. Я уверен, что со временем мы к этому придем».

«Воронежская область много сделала для того, чтобы обеспечить инклюзивные принципы в образовании, и мы очень рады, что министр образования РФ О.В. Васильева назвала школу 92, где последовательно воплощаются эти принципы, одной из лучших в России. Эта оценка для нас много значит, и мы будем работать дальше. Дел еще очень много. В ряд нормативных документов требуется внести изменения. Например, в СанПин, который ограничивает наполняемость класса в зависимости от того, сколько в нем учится детей с РАС. По сути это означает, что классы, в которых есть такие дети, должны быть малокомплектными, а это в условиях современной школы практически не реализуемо. Во время моей недавней встречи в Совете Федерации в связи с Днями воронежской области я поднял эти вопросы и надеюсь, что решение проблемы будет найдено», – сказал руководитель департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области Олег Мосолов.

Мосолов добавил, что в начале реализации проекта «Аутизм. Маршруты помощи» в Воронежской области было диагностировано и поставлено на диспансерный учет 195 детей с РАС, а сейчас в регионе – 675 детей в возрасте от 0 до 18 лет с подобными расстройствами здоровья. Из них школьного возраста – более 350 человек. Все они по Закону об образовании должны получать его в той или иной форме. Около половины родителей детей с РАС хотели бы, чтобы их дети учились в общеобразовательных школах, а не коррекционных, и таких родителей со временем будет становиться все больше.

«Приятно, что нас отметили, но работы впереди еще очень много, – говорит директор школы 92 Наталья Пыхова. – Например, чтобы повысить эффективность образовательной деятельности, нам в рамках регионального положения о РК необходимы дефектологи. Кроме того, в Воронеже нет сертифицированных специалистов для осуществления супервизии. В пошлом учебном году мы сотрудничали с Мариной Азимовой из США, в этом году нашу школу сопровождает Айса Шейффер через своих координаторов, находящихся в Санкт-Петербурге. Конечно, это далеко. Хотелось бы, чтобы грамотные супервизоры появились и в нашем городе. Пединституты должны готовить специалистов по прикладному анализу поведения, чтобы вся система сверху вниз была отлажена и продумана».