01.05.13

Личный опыт. «Название, которое играет важную роль»

Рассуждения отца ребенка с аутизмом о том, насколько слова, которые ассоциируются с аутизмом, влияют на отношение к нему

Автор: Александр Панченко

 

rainbow

Радужный символ бесконечности — символ аутизма, который был разработан самими аутистами и получил широкое распространение в сообществе аутистов. Образ символизирует бесконечное разнообразие людей в спектре аутизма. Также в качестве похожих символов используется радужный огонь свечи и другая символика с радужным спектром.

 

С 19 по 21 апреля в Москве проходила Научно-практическая конференция «Аутизм. Вызовы и решения». На международной конференции было очень много интересной информации о сенсорике, и о том, как мозг обрабатывает различные сигналы. В частности, некоторые научные исследования показали, что очень многое наш мозг домысливает, беря за шаблон предыдущие впечатления.

А что же с ассоциациями? Они тоже формируют наше мышление. Например, устройте маленький тест, прочтите фразу, дополняя пропущенные слова:

Шел дождь, было … и …, дул … ветер, и стояла неимоверно … погода.

Я готов поспорить, вы ни разу не подставили слова «здорово», «ярко», «радостно» или «тепло». Потому что слово «дождь» не вызывает прочные ассоциации с этими словами в голове.

А какие же ассоциации вызывало у вас словосочетание «человек дождя»?

Сенсорные ощущения во время дождя — мокро, слякоть, холод. Эмоции, которыми окрашен дождь — апатия, уныние, грусть. Ну и при чем тут аутизм?

Что происходит в фильме «Человек дождя»? Аутист получает наследство, его брат находит с ним общий язык, но чем кончается знаменитый фильм, от которого пошло это название? Главный герой — аутист — остается в психбольнице. Я не хочу себя ассоциировать с такой картиной развития событий.

Аутизм в современном понятии излечим. Кроме того, судя по всему, это не одно расстройство, а множество заболеваний, проявляющихся сходным образом («аутизмы») и требующих индивидуального подхода.

Какие слова используют в связи с аутизмом? Расстройства аутистического спектра.

Какие символы мы используем в связи с аутизмом? Разноцветные пазлы в виде ленты и голубой цвет (цвет неба).

Как происходило в жизни? Андрей Дружинин — аутист — получил наследство. Был лишен дееспособности и попал в интернат. Но любящая его девушка, Надежда Пелепец, и все мы, кто их поддерживает, добиваемся для него свободы, и, как я надеюсь, возвращения дееспособности. С такой картиной развития событий я хочу себя ассоциировать.

 

ryansmoluk_thepath

Райан Смолюк, художник с аутизмом, «Путь».

 

Слово «спектр» изначально заимствованно из физики. Когда луч света, кажущийся белым, попадает на призму — он оказывается набором множества цветовых лучей с разной длинной и частотой колебаний.

Аутизм, казавшийся неизлечимым, попав в призму современной науки, разбился на множество проблем, каждая из которых решаема в той или иной степени уже сейчас.

Так какие ассоциации мы хотим вызывать? С чем мы себя сопоставляем?

Аутисты — это не люди дождя, это люди радуги.

Радуга — вот настоящий символ аутизма.

Радуга — символ окончания дождя и вызванного им потопа в Библии.

Радуга — положительный и яркий символ.

Радуга — это наш спекральный аутизм.

Радуга — это наши красивые и разносторонние дети.

Радуга — это радость, свет и надежда.

Насколько это важно? Важно, очень важно.

Люди боролись с «маниакально-депресивным психозом», потому что это некорректно и страшно звучит.

Люди боролись с тем, чтоб их детей не называли «монголоидами» (при синдроме Дауна) и «даунами», потому что это неправильно. Их самоназвание — «солнечные дети».

То, как называют нас, и то, как мы сами определяем себя, влияет как на нас самих, так и на отношение других к нам.

Так давайте же с этого дня будем бороться за то, чтобы аутисты были «людьми радуги»!

(Слова благодарности: изначально идея использования этого словосочетания была высказана мамой ребенка с аутизмом — Ольгой Ладной, главой организации родителей аутистов «Мы вместе»).

Научные статьи, подтверждающие влияние атмосферных явлений на человека:

http://psychology.snauka.ru/2012/10/1136 (на русском языке)

http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/6397793

http://psycnet.apa.org/journals/psp/37/11/1947

Share to Facebook
Share to LiveJournal