09.07.15

Личный опыт. Как мультфильм «Головоломка» помогает детям с аутизмом

Новый диснеевский мультфильм помогает детям больше узнать об эмоциях, что особенно важно для детей с РАС

Автор: Мишель Мирс / Michelle Mears
Источник: Sun News and Review

 

insideout

 

Долгожданный мультфильм студий Дисней и Pixar наконец-то идет во всех кинотеатрах. Фильм стал отличным дополнением для летнего отдыха, и он нравится многим взрослым не меньше, чем их детям. Однако родители детей с особенностями развития обнаружили дополнительные преимущества «Головоломки», которая позволяет объяснить человеческие эмоции, представив их наглядно.

Одна из сложнейших задач для родителей детей с нарушениями развития — помочь ребенку разобраться со своими чувствами. У всех детей и подростков бывают эмоциональные трудности, но если добавить к ним аутизм, то все становится еще запутаннее.

Когда Дисней выпустил фильм «Головоломка», то многие семьи, такие как семья Холлис из США, были в восторге. У Полы Холлис четверо детей. У ее 11-летнего сына, Гаррета Холлиса, высокофункциональная форма аутизма, и названия эмоций были для него непонятными абстракциями — пока он не посмотрел фильм.

«Фильм просто потрясающий, потому что мы работаем с Гарретом над пониманием эмоций. Персонажи, которых он увидел в трейлере фильма — это то, что он может понять, — говорит Пола Холлис. — Он выходит из себя, когда не знает, как объяснить свои чувства».

Гаррет Холлис рассказал маме, что он вспоминает персонажей из «Головоломки», чтобы определить, что он чувствует. И теперь он может объяснить свои эмоции близким с помощью изображений с персонажами мультфильма.

«Головоломка» — история о девочке по имени Райли. Это счастливая, обожающая хоккей 11-летняя девочка. Однако ее мир перевернулся, когда ее семья переехала в Сан-Франциско. Эмоции Райли, которыми руководит Радость, пытаются помочь ей пережить трудную перемену в жизни, но сильный стресс делает Печаль основной эмоцией. Когда Радость и Печаль случайно оказываются вытеснены на задворки разума Райли, за главных остаются лишь Гнев, Страх и Брезгливость.

Гаррет говорит, что из всех героев мультфильма ему больше всего понятен Страх. Это одна из пяти базовых эмоций, с которыми нужно разобраться Райли. Основная работа Страха — защищать Райли и заботиться о ее безопасности. Он постоянно следит за появлением возможных катастроф и все время тратит на оценку потенциальных опасностей, угроз и рисков в повседневной жизни Райли. При этом почти все занятия и события кажутся Страху опасными и возможно даже смертельными.

Анимация позволяет легко представить каждую эмоцию зрительно. Родители детей любого возраста, независимо от наличия или отсутствия особенностей развития, могут использовать фильм как повод, чтобы поговорить с детьми об их чувствах и о том, как эмоции влияют на их жизнь и отношения с другими людьми.

«Гаррет в восторге, потому что теперь он может сказать мне, какую эмоцию чувствует, и мне стало проще понять своего сына», — говорит Пола Холлис.

Однако хотя смысл существования эмоций — это управление жизнью Райли, авторы мультфильма говорят, что это история на самом деле не о ней.

«Это очень личный рассказ о том, что значит быть родителями, — говорит продюсер фильма, Джонас Ривера. — В родительском опыте есть масса прекрасных моментов, когда тебя хочется, чтобы время замерло. Но это неправильно. Наша работа не в этом. Наша работа в том, чтобы быть для них проводниками в этом мире».

Уже после просмотра трейлера семья Холлис начала упоминать и цитировать персонажей мультфильма в повседневных ситуациях. «Поздравляю, Сан-Франциско, ты испортил пиццу», — одна из таких популярных цитат. В мультфильме Райли хотелось пиццу и она обрадовалась, что ее мама ведет ее в ресторан. Однако ее радость превратилась в гнев, когда ресторан в Сан-Франциско подал ей пиццу с брокколи.

Создатели фильма специально изучали данные о человеческих эмоциях и их изменениях в подростковом возрасте. Они говорили с психологами и другими экспертами о том, как работает наш разум. Не случайно именно Радость и Печаль оказались теми эмоциями, которые пропали.

«Это связано с тем, каково быть подростком, — говорит режиссер фильма Ронни дель Кармен. — Райли больше не чувствует себя счастливой, и она не может выразить сочувствие. Это происходит со многими детьми ее возраста».

Для того, чтобы поговорить с детьми об эмоциях с помощью «Головоломки», можно задавать такие вопросы как: «Какая у тебя любимая эмоция в мультфильме?», «Когда обычно ты чувствуешь радость?», «Помнишь, когда в последний раз чувствовал гнев?»

Родители также могут поделиться с детьми личным опытом и рассказать, в каких ситуациях они испытывали разные эмоции в детстве.

«В этом фильме Дисней подарил нашему сыну инструменты, чтобы лучше понять и выразить свои эмоции», — считает Пола Холлис.

Также смотрите:

Детей с аутизмом и их родителей приглашают на фильм “Головоломка” в Москве

Пример социального описания для посещение кинотеатра с ребенком

Как научить ребенка контролировать свои эмоции

Эмоциональная жизнь людей с аутизмом

Как можно улучшить эмоциональную регуляцию ребенка с аутизмом

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».