Вопрос-ответ. Может ли положительное подкрепление «не работать»?
Принципы успешного поощрения желательного поведения
Источник: Behavior Base
Положительное подкрепление или поощрение — одно из основных понятий в прикладном анализе поведения, или ABA, ведущем подходе помощи детям и взрослым с аутизмом во всем мире. В этой статье описываются распространенные заблуждения и ошибки при попытках использовать положительное подкрепление для изменения поведения.
Пару месяцев назад, посещая третий класс, я услышал фразу: «Мы пробовали положительное подкрепление, и оно не работает». Меня попросили разработать программу для ребенка, у которого были диагностированы нарушения обучения, и чья успеваемость ухудшалась на протяжении всего школьного года. Во время своих первых визитов я спросил учителей, что они пробовали для того, чтобы исправить ситуацию? Эти вмешательства были основаны на эмпирических данных? Собирали ли они данные об их эффективности?
На этот раз учительница сказала, что она применяла «положительное подкрепление» с этим учеником, но оно «не работало».
«Гммм», — подумал я. Что-то здесь не так.
Я начал расспрашивать учительницу, и она объяснила, что каждый раз, когда ученик выполнял задание в классе, то он получал наклейку и похвалу. Если ученик вовремя сдавал домашние задания в течение всей недели, то в пятницу он получила грамоту за домашнюю работу.
«Видите? — сказала она. — Мы выдаем положительное подкрепление пачками, а он не делает самую обычную работу. На него оно просто не действует».
Позднее тем же днем, проводя наблюдение за учеником, я заметил несколько скомканных наклеек и парочку грамот за домашнюю работу, разорванных и смятых, в ящике под партой ученика.
Когда я указал на это учительнице, ее это не обеспокоило: «Ну, мне кажется, они его не очень-то интересуют». И она была права.
Существует распространенное заблуждение, что «положительное подкрепление» означает, что за выполнение задания, например, домашней работы, ребенку даются какие-то предметы и похвала. Я не виню учителей и других людей без подготовки поведенческих аналитиков за то, что они допускают такую ошибку. В конце концов, слово «положительный» в обыденной речи означает нечто вроде «обозначающий нечто как хорошее…» [1].
В этом случае учительница перенесла на поведение ученика свои собственные представления о том, что такое «хорошо» (например, похвала, наклейки, грамоты). Однако помните, что термин «хороший» является субъективным, у нас у всех свое собственное мнение о том, что такое «хорошо». Например, я считаю, что корейское блюдо кимчи — это «хорошо». Моя жена считает, что кимчи — это «плохо».
Когда мы говорим в терминах поведенческого анализа, и мы пытаемся разработать вмешательства, которые увеличат частоту желательного поведения (например, своевременную сдачу домашних работ), то мы должны отказаться от субъективных представлений о «хорошем», нам нужна точность.
Купер утверждает, что положительное подкрепление — это процесс, который «происходит, когда после поведения незамедлительно появляется стимул, увеличивающий частоту этого поведения в сходных условиях» [2].
Проще говоря, положительное подкрепление — это когда последствия определенного поведения повышают вероятность этого поведения в будущем. Так что если вы используете положительное подкрепление, то частота этого поведения по определению увеличится, либо же это вовсе не положительное подкрепление.
Если вернуться к учительнице. Она предполагала, что наклейки, похвала и грамоты за домашнюю работу повысят частоту своевременного выполнения домашней работы в будущем.
«На большинство детей это действует», — заметила она.
Однако у данного ученика поведение, связанное с выполнением задания, не увеличилось после получения этих последствий. А значит, это не пример положительного подкрепления. Почему же это произошло?
Причин может быть несколько. Когда я говорю о положительном подкреплении, то пользуюсь аббревиатурой Ц.Н.Ч.С.У. (Ценность, Немедленность, Частота, Сила, Усилия).
Ценность: Насколько ценным является подрепитель? Например, наклейки, похвала и грамоты могут быть недостаточно ценными для ученика, и поэтому он не начинает выполнять домашние задания чаще. Помните, что он просто комкал их и запихивал в парту? Всегда самый первый шаг — определение тех стимулов, которые являются ценными для данного конкретного ученика. Помните, что мы все считаем ценными разные вещи!
Немедленность (в предоставлении подкрепителя): Насколько быстро после желательного поведения предоставляется подкрепление? Предположим, что грамоты действительно являются ценностью для ученика, но даже несмотря на это ему может быть слишком сложно выполнять задания в течение всей недели. Такая отсрочка в получении грамоты сводит на нет их эффективность в качестве подкрепителя.
Частота (предоставления подкрепителя): Как часто предоставляется подкрепитель? Давайте опять предположим, что наклейки и похвала являются ценностью для ученика. Если ученик получает только одну наклейку в течение дня, то этого может быть недостаточно для поддержки поведения по выполнению заданий. С другой стороны, если он получает в день по 50 наклеек, то это приводит к быстрому насыщению (то есть, наклейки ему «наскучивают»). Слишком редкое и слишком частое предоставление подкрепителя может повлиять на поведение.
Сила: Сколько доступа к подкрепителю вы предоставляете? Может быть, одна наклейка и равнодушная фраза «хорошая работа» после выполнения задания недостаточны, чтобы эту работу стимулировать. В то время как три наклейки и произнесенная с энтузиазмом фраза: «Не могу поверить, как быстро ты справился с заданием по математике!» вкупе с «дай пять» могли бы все изменить (при условии, что это вообще имеет ценность для ученика).
Усилия (необходимые для получения подкрепителя): Насколько тяжело заработать данный подкрепитель? Если задания слишком трудны для ученика, это повлияет на ценность подкрепителя. «Зачем мне решать 100 математических задач за одну жалкую наклейку?»
Это история со счастливым концом. Поговорив с учеником (да, дорогие педагоги, очень часто это наилучший способ определить потенциальные подкрепители!), мы обнаружили, что этому парню ужасно нравилось помогать прибираться в классе после окончания уроков. Вы помните, что ценность подкрепления является сугубо индивидуальной.
Мы ввели для него экономику жетонов, в рамках которой ученик получал жетоны за выполнение заданий в классе и домашнюю работу. Жетоны предоставлялись немедленно после сдачи классной или домашней работы. В конце учебного дня ученик мог обменять свои жетоны на что-то из «меню» различных заданий по уборке класса (например, два жетона — можно вынести мусор, четыре жетона — можно подмести пол).
Результат? Классные и домашние работы потекли рекой. Так что в конечном итоге положительное подкрепление «сработало».
Ссылки
[1] Collins English Dictionary – Complete & Unabridged 10th Edition. Retrieved February 07, 2012, from Dictionary.com
[2] Cooper, J. O., Heron, T. E., & Heward, W. L. (2007). Applied behavior analysis. (2 ed., p. 36). Upper Saddle River: Pearson Education Inc.