28.03.20

Вопрос-ответ. Может ли медитация помочь справиться с сенсорной перегрузкой при аутизме?

Мама ребенка с аутизмом о том, как родители и специалисты пытаются использовать техники осознанности для улучшения саморегуляции детей с РАС

Автор: Сара Брэдли / Sarah Bradley
Источник: Washington Post

 

 

Одним безумным утром я собирала своих троих детей и обнаружила, что мой восьмилетний сын сидит в ванной скрестив ноги и положив руки на колени. Он сказал, что он медитирует. Я отнеслась к этому скептически, но расслабленное и удовлетворенное выражение его лица говорило о том, что то, что он делает, действительно работает. Похоже, он испытывал в тот момент гораздо меньше стресса, чем я.

Хотя это был первый случай, когда он начал медитировать полностью самостоятельно, для него это была не первая практика в медитации. Его эрготерапевт учит его медитации во время их занятий раз в неделю. Обычно она делает это с помощью готовых записей медитаций для детей в мобильном приложении. У моего сына аутизм, и сейчас его основные цели во время занятий с эрготерапевтом – научиться распознавать собственные эмоциональные реакции на различные события и решать, как действовать в ответ на эти эмоции.

Для развития этих навыков и обучения тому, как связаны его эмоции и его действия, используется подход «осознанности», частью которого является обучение медитациям. Если объединить техники медитации с теоретическими основами осознанности, то это помогает установить связи: между разумом и телом, между сенсорной информацией и своим поведением, между внутренними переживаниями и внешней окружающей средой.

Практически все люди могут успешно использовать техники осознанности, говорит Стефани Пикеринг, психолог из Детского центра аутизма в Сиэтле, США, которая руководит программой вмешательства на основе осознанности для подростков с аутизмом.

«В психологии мы быстро поняли, насколько эффективны медитации, и как важно осознавать то, что мы испытываем, осознавать те мысли, ощущения и эмоции, которые у нас есть, а затем создавать пространство между нашим опытом и нашими реакциями на него, – говорит она. – Это пространство является источником нашей силы».

Связь между аутизмом и медитацией

Пока еще очень мало формальных научных исследований о применении медитации для детей с аутизмом, но детские эрготерапевты и другие специалисты уже несколько лет активно используют техники осознанности со своими пациентами. И если одна из целей медитации – создать паузу между опытом и нашей реакцией на него, то это имеет смысл. У многих детей в спектре аутизма есть огромные трудности с тем, чтобы контролировать связь между разумом и телом.

Сара Селзник, детский эрготерапевт из американского штата Вирджиния, обучает навыкам медитации. По ее словам, медитация направлена на улучшения в трех областях, которые проблематичны для детей с аутизмом: двигательные навыки, сенсорная регуляция и социализация.

«Основа для развития этих навыков – это осознание собственного тела, так что еще до того, как я начала использовать практику медитации, я работала над неврологической связью между разумом и телом, например, просила детей подумать о своих ступнях, когда они ходят, – говорит она. – Практика осознанности помогает детям почувствовать лучший контроль над своим телом, что приводит к улучшению сенсорной регуляции и снижению социальной тревожности».

Бэйли Кох, профессор специального образования в Университете Небраски, США, по личному опыту знает, как медитация может помочь детям с особыми потребностями. Ранее она была учительницей государственной школы и использовала медитации в своих классах, теперь она рассказывает об этих методиках будущим педагогам. Она также использует медитацию со своим 12-летним сыном, у которого диагностирован аутизм, и который страдает от сильных нервных срывов. Многие дети в спектре аутизма испытывают нервный срыв из-за малейших изменений в привычном распорядке дня или неожиданных перемен.

«В основном с нашим сыном мы используем осознанное дыхание, чтобы помочь ему улучшить эмоциональную регуляцию, – говорит она. – Он может очень быстро приблизиться к опасному уровню, так что нам важно быть очень последовательными и работать с ним над этими эмоциями, чтобы он смог вернуться в безопасное состояние».

Эти техники осознанного дыхания оказались так эффективны для сына Кох, что теперь медитация стала неотъемлемой частью жизни их семьи. «Медитация помогает мне самой как педагогу и как матери ребенка с особыми потребностями, – говорит Кох. – Мы практикуем медитацию всей семьей. Она напоминает нам, что в этом стремительно выходящем из-под контроля мире важно сосредоточиться на том, что мы можем контролировать».

В поисках того, что работает

Хотя медитация может быть полезна многим детям с аутизмом, Пикеринг отмечает, что у этих техник есть свои ограничения, особенно для детей, у которых может быть недостаточно навыков, что освоить медитацию или понять ее цель. Однако есть различные способы для того, чтобы адаптировать или приспособить эти техники практически для любого ребенка.

«Многие взрослые говорят детям сделать глубокий вдох, но дети, с которыми я работаю, часто не понимают, что это значит, – говорит Селзник, – так что мы начинаем с игры, когда мы дышим, чтобы надуть шарик. Другим детям не нравится находиться в неподвижности, так что мы стараемся устроить практику так, чтобы им было весело, например, используем медитации во время ходьбы или такие практики как лабиринт из карандаша и бумаги».

Многим может показаться странной идея медитировать во время физической активности, но такие вариации медитаций существуют, и они необходимы детям, которым трудно усидеть на месте. Энн Сэмсон из Торонто, Канада, говорит, что для ее сына, у которого в 7 лет диагностировали аутизм, и которому очень сложно справиться с агрессией и сильными эмоциями, настоящим спасением оказалась программа «Юные воины», в которой детей обучают осознанности и боевым искусствам, чтобы помочь им лучше контролировать и разум, и тело.

«Мой сын научился технике осознанности, которую называют «дыхание меча», когда ты держишь руку перед собой и поднимаешь и опускаешь «меч» во время вдоха и выдоха, – говорит Сэмсон. – Когда он первый раз попробовал это упражнение, результаты были просто изумительными. Для нас стало таким облегчением, когда он начал использовать эти инструменты».

Теперь ему 13 лет, и ему сняли официальный диагноз аутизм – некоторые дети перестают соответствовать диагностическим критериям аутизма по мере взросления. Тем не менее, у него все еще есть проблемы с эмоциональной саморегуляцией. Однако он может обсуждать с родителями, что вызывает у него стресс, говорит Сэмсон, и она считает, что именно техники осознанности помогли ему развить эти навыки.

«Он может сказать: «Дома я начинаю злиться, если я чувствую, что меня не слушают». Это элемент самосознания, которого у него раньше не было», – рассказывает она.

Практика – залог совершенства

Пикеринг рекомендует родителям практиковать медитацию вместе с детьми, чтобы они сами могли понять эти техники, их возможную пользу и то, как их ребенок будет постепенно привыкать к ним.

Обучение ребенка медитации должно быть регулярным и последовательным – если не практиковать эти техники ежедневно и в течение продолжительного времени, то эффекта не будет. Это может показаться слишком сложной задачей, но есть множество ресурсов, которые могут ее облегчить. Сейчас набирают популярность приложения для медитации, которыми могут пользоваться дети более старшего возраста, на YouTube есть множество видео с медитацией, в том числе специально для детей, также существуют сценарии для релаксации для детей и записи звуков природы, на которых можно сосредоточиться, чтобы успокоиться. Также есть аудиокниги по осознанности для детей.

Я никогда не думала, что мой сын полюбит медитацию, и во многих отношениях у него остается сопротивление этим техникам (в основном потому, что ему не нравится, когда ему говорят, что делать). Однако мы продолжаем практиковаться и, возможно, в следующий раз, когда я обнаружу его на полу в ванной посреди семейного хаоса, я присяду рядом.

Также смотрите:

Шесть техник медитации для детей с аутизмом

Адаптированные техники релаксации для детей с аутизмом

Как уменьшить родительский стресс с помощью техник осознанности

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».