09.08.20

Вопрос-ответ. Метод «Карточки силы» для детей в спектре аутизма

Описание одной их техник для развития социальных навыков и улучшения поведения с использованием «специального интереса» ребенка

Источник: My Aspergers Child

 

 

Стратегия «Карточка силы» – это эффективный метод для коррекции поведения и обучения социальным навыкам детей с высокофункциональным аутизмом и синдромом Аспергера.

Эффективность метода связана с тем, что он опирается на такую особенность детей с аутизмом, как «специальный интерес». Дети в спектре аутизма склонны к появлению крайне интенсивных и развитых особых интересов. В рамках данной стратегии эти интересы используются, чтобы мотивировать ребенка на изменения своего поведения.

«Карточка силы» – это разновидность визуальной поддержки, которая включает специальный интерес ребенка и объясняет ему подходящие социальные навыки, в том числе поведенческие ожидания, расписание, значение языка и «скрытый учебный план» (неявные социальные правила, задачи и действия, которые нейротипичные дети усваивают без специального обучения, и его практически никогда не объясняют им напрямую).

Стратегия «Карточки силы» может применяться как дополнение к другим методам обучения, чтобы способствовать обобщению, объяснить точку зрения других людей или причинно-следственные связи между определенным поведением и его последствиями.

Метод состоит из двух простых частей:

– Короткого сценария или комикса о том, как любимый персонаж ребенка решает какую-то проблему.

– «Карточки силы», в которой объясняется, как ребенок может использовать ту же стратегию, чтобы решать такую же проблему.

Для первой части пишется короткий сценарий, который объединяет специальный интерес ребенка и какую-то ситуацию, в которой у него возникают проблемы. Сценарий пишется на уровне, который понятен данному ребенку, он включает подходящие картинки или рисунки. Затем чтение этого сценария будет внесено в ежедневное расписание ребенка, чтобы он каждый день читал его, или вы читали сценарий вместе с ним.

Для второй части создается сама «карточка силы». Это карточка размером с игральную карту, на ней размещается одна картинка, связанная со специальным интересом, и описание решения проблемы, которое делится на 3-5 простых шагов. Карточка является краткой версией сценария, и ее ребенок носит с собой в качестве подсказки.

Ниже приводится пример использования «Карточки силы» для Майкла – 5-летнего мальчика, у которого диагностирован синдром Аспергера, и который склонен вести себя агрессивно, если он проигрывает в игре. Он проявляет агрессивное поведение в разных ситуациях, в том числе дома и в детском саду. Для Майкла был написан следующий сценарий, в котором фигурируют персонажи мультфильма «Юные титаны, вперед!» (специальный интерес Майкла). Также для Майкла была сделана отдельная «карточка силы» с картинкой из «Титанов», на обратной стороне которой перечислялись три правила из сценария.

Юные титаны очень любят играть в игры. Иногда они выигрывают, иногда они проигрывают. Когда они выигрывают, они очень счастливы. Они улыбаются, дают друг другу «пять» и кричат «Ура!» Но иногда они проигрывают в игры. Когда они проигрывают, они могут быть не очень счастливы. Но они делают глубокий вдох и говорят своим друзьям «Молодцы!» Юные титаны хотят, чтобы всем было весело играть в игры, и когда они выигрывают, и когда они проигрывают. Самое главное – веселиться. Они хотят, чтобы ты помнил три правила, когда играешь в игры как Юные титаны:

Всем детям должно быть весело во время игр.

Если ты выиграл, ты можешь улыбаться, «дать пять» или сказать «Ура!».

Если ты проиграл, ты можешь сделать глубокий вдох и сказать своим друзьям «Молодцы!»

Ниже приводится пример сценария «Карточки силы», которая была написана для четвероклассницы с синдромом Аспергера, которой было сложно быть внимательной в классе. На «карточке силы» к этому сценарию была маленькая фотография Ханны Монтаны (специальный интерес), с обратной стороны были напечатаны три шага из сценария.

Ханна Монтана любит выступать на концертах, и любит сниматься в своем телесериале. Но ей все равно приходится ходить в школу. Иногда ей сложно сосредоточиться на том, что говорят учителя в классе. Ей часто хочется помечтать о своей жизни Ханны Монтаны. Но она научилась, что слушать учителей и делать классную работу так же важно, как петь, танцевать и играть роль. Она знает, что ей нужно быть внимательной в классе и выполнять задания, чтобы у нее было больше времени заниматься тем, что ей нравится. Как и Ханне Монтане, тебе нужно быть внимательной в классе. Тогда Ханна Монтана будет тобой гордится. Ханне хочется, чтобы все девочки, которые ее любят, помнили три правила.

Слушай учительницу, когда она говорит. Будь готова ответить на вопросы, которые она может задать.

Делай классную работу и старайся не отвлекаться, пока все задания не выполнены.

Если нужно, попроси о помощи.

Если подводить итоги, то для того, чтобы воспользоваться стратегией «Карточки силы», родителям или педагогам нужно:

1. Определить уникальный или специальный интерес ребенка с высокофункциональным аутизмом или синдромом Аспергера.

2. Написать сценарий, герой которого (персонаж мультфильма, любимое животное, динозавр, робот и так далее) решает актуальную проблему ребенка. Добавить в сценарий подходящие иллюстрации. Ежедневно читать сценарий вместе с ребенком.

3. Сделать «карточку силы» в качестве напоминания ребенку, чтобы помочь ему обобщить новый навык.

Этот метод опирается на сильные стороны ребенка в спектре аутизма, поскольку он использует специальный интерес для обучения социальным навыкам. Пока были проведены только предварительные исследования метода. Согласно полученным результатам, это многообещающий подход к обучению социальным навыкам, однако необходимы дополнительные исследования, чтобы доказать его эффективность.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь»